Геоэтносы неолита и халколита (энеолита) на Ближнем Востоке. (Книга "У истоков человеческой цивилизации")
  • начало
  • Книги писателя Лимарева В.Н.

    Часть 9

    Геоэтносы неолита и халколита (энеолита) на Ближнем Востоке

    Глава 1

    Месопотамская и египетская ветви человеческой цивилизации

     

    Переселенцы из Чатал-Хююка стали истоком для возникновения халафской культуры в районе современной Сирии, на севере Ирака и самаррско-хассунской культуры в среднем течении Тигра и Евфрата.

     

    Халафскую культуру можно считать истоком египетской ветви человеческой цивилизации.

    Самаррско-хассунская культура стоит у истоков месопотамской ветви человеческой цивилизации.

     

    Развитие человеческого общества на Ближнем Востоке в период с 7,8 по 3,7 тыс. до н.э. можно проследить через последовательную смену этносов, точней геоэтносов, посуществовавших в соответствии с теорией этногенеза каждый в течение 1200 лет и замещавших друг друга через 600 лет.

    Для описания жизнедеятельности геоэтносов из-за скудности информации об их этногенезе ограничимся описаниями, оставленными исследовавшими эти культуры археологами.

     

    Этногенез геоэтносов

     

    Геоэтносы халколита и неолита

    (6,6–5,5 тыс. лет до н.э. в соответствии с теорией этногенеза)

     

    В соответствии с данными радиоуглеродного анализа селение было основано около 7090 г. до н.э. и обезлюдело после 4950 г. до н.э. Период расцвета соответствует 6200–5800 гг. до н.э. В селении жили не более 200 человек.

    Земледельцы выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, а также собирали дикорастущие желуди, фисташки и злаки, употреблявшиеся в пищу и на корм скоту: козам, овцам и собакам. В последние годы существования селения разводили также свиней. Охота у населения Джармо имела второстепенное значение.

    Посуда в нижних слоях раскопанного поселения — каменная, в верхних появляется глиняная. Найдены фигурки из необожженной глины, изображающие животных и богиню-мать.

    Орудия труда каменные, в том числе из обсидиана, который добывался в 300 км на берегах озера Ван. Наличие у общины орудий труда из отдаленной местности и украшений из ракушек, обитавших в Персидском заливе, указывает на торговые отношения с соседними племенами. На позднем этапе появляется много инструментов из кости — в частности, иглы, пуговицы и ложки.

    Около VI тыс. до н.э. часть родоплеменных групп стала продвигаться из наиболее благоприятных для выращивания хлеба районов нагорий в менее обеспеченные дождевым орошением степи. В новых условиях все большее значение приобретало скотоводство, хотя земледелие продолжало играть значительную роль в хозяйстве.

    Глава 3

    Геоэтнос Хаджилар

    (6,6–5,5 тыс. лет до н.э. в соответствии с теорией этногенеза)

     

    Поселение Хаджилар расположено примерно в 320 км к западу от Чатал-Хююка.

    Данные радиокарбонного анализа показали, что наиболее древний дом датировался концом 8-го – началом 7 тыс. до н.э. (Расцвет поселения Хаджилар — примерно 57005600 гг. до н.э.).

    Это было поселение древнейших земледельцев.

    Об этом ясно свидетельствовали обмазанные глиной хранилища для зерна, каменные вкладыши для серпов, зерна ячменя, пшеницы-эммера (полбы), дикой однозернянки и чечевицы.

    Дома обычно состояли из одной большой комнаты без внутреннего убранства, но с тщательно обмазанными глиной полами и стенами, покоящимися на основаниях из булыжников. Обмазка часто покрывалась красной краской и украшалась простым геометрическим орнаментом. На полу помещений иногда устанавливали человеческие черепа, что предполагает существование в Хаджиларе культа предков.

    Жители древнего Хаджилара использовали сосуды из мрамора, а также плетеные, кожаные, деревянные сосуды. Были найдены костяные шилья, каменные орудия из кремня и привозного обсидиана.

    Среди костей животных археологи обнаружили кости собаки, овцы, козы, быка и оленя.

    Женских фигурок десятки. Одна из статуэток изображает молодую женщину в объятиях юноши, другая женщина изображена сидящей на леопарде. Некоторые женщины лежат на животе или на боку. Большинство женщин стоят или сидят с детьми на руках.

    Это маленькое селение пережило до своего запустения семь периодов. Были пожары и опустошительные набеги соседей, но оно вновь возрождалось.

    Строили дома из деревянных шестов, обмазанных глиной. Дом состоял из основной комнаты и закромов. В основной комнате отгораживалось специальной стенкой помещение для хранения различных вещей (что-то вроде древнейшего гардероба). Около домов — специальные печи для выпечки хлеба. Для зернотёрок устраивались возвышения. Зёрна пшеницы найдены почти в каждом доме — в хранилищах или на полу, куда они, вероятно, высыпались из сгнивших мешков.

    На краю посёлка сосредоточены хранилища и закрома: здесь, вероятно, хранились запасы всей общины.

    Охотничье оружие отсутствует. В поселении было найдено очень много каменных ядер для пращи (метательное оружие). Поселение ограждено стеной из сырцового кирпича. Каждый кирпич имел довольно внушительные размеры (63 × 30 × 12 см).

    Керамика этого времени монохромная, с рельефным орнаментом. Она тонкостенная, хорошо обожжена и залощена. Есть сосуды в виде животных (оленя, быка, свиньи), видимо, ритуальные. Есть чаши в виде человеческих голов. Есть рельефные изображения букраний — бычьих или медвежьих голов на сосудах.

    Время было неспокойное, и неоднократно орды кочевников тревожили покой мирных земледельцев. В 5250 г. до н.э. культура Хаджилар окончательно погибает под ударами завоевателей.

    Ее сменяет другая, очевидно, охотничья. Керамические изделия становятся более грубыми, меняются формы посуды и тематика статуэток, которые теперь изображают преимущественно животных.

     

    Культура Халжидар

     

    Глава 4

    Геоэтнос Джейтун

    (6,0–4,9 тыс. лет до н.э. в соответствии с теорией этногенеза)

     

    Джейтун — археологический памятник эпохи неолита в южной части Туркменистана, примерно в 30 километрах к северо-западу от Ашхабада в горах Копетдаг. Поселение существовало примерно между 6000 и 5500/5400 годами до н.э.

    Джейтун дал свое название всему неолитическому периоду в предгорьях Копетдага.

    Поселение Джейтун занимает площадь около 5000 квадратных метров и имеет пять строительных горизонтов. Оно состоит из свободно стоящих домов, построенных по единому плану. Дома были прямоугольными и имели большой камин с одной стороны, с нишей напротив его, а также прилегающие дворы. Полы были покрыты известковой штукатуркой. Здания были сделаны из высушенных солнцем цилиндрических глиняных блоков длиной около 70 см и толщиной 20 см. Глина смешивалась с мелко измельченной соломой.

    Поселение состояло из приблизительно 30 домов, в которых могло разместиться около 150–200 человек

    В Джейтуне выращивали ячмень и два вида пшеницы. , которые собирались с помощью деревянных или костяных ножей, или серпами с каменными лезвиями. Были найдены каменные ручные мельницы и другие каменные орудия. Здесь, по-видимому, представлены самые древние свидетельства пахотного сельского хозяйства в Центральной Азии.

    Жители деревни разводили овец и козлов, но они также занимались охотой, чтобы дополнить свой рацион.

    Различные типы артефактов Джейтуна, такие как глиняные фигурки, украшенная керамика и маленькие каменные топоры, показывают сходство с неолитическими объектами в горах Джармо (Ирак), Тепе Гуран и т.д. Это, возможно, указывает на миграцию неолитических поселенцев из Малой Азии в Среднюю Азию через горы Загрос.

    В большинстве поселений основную роль играло, скорее всего, земледелие, а вот в Гадыми оно стояло на втором месте, уступая скотоводству. Среди домашних животных преобладал мелкий рогатый скот, но при этом в Чопане было больше коз, а в Чагыллы — овец. Там же, в Чагыллы, в 3-м периоде появляется и крупный рогатый скот.

    В поселении Песседжик-депе обнаружено необычно большое здание. Площадь здания была достаточно велика, чтобы вместить взрослое население всего поселка. Возможно, здесь собирались жители для обсуждения своих дел, одновременно оно было своего рода святилищем, где совершались культовые церемонии и жертвоприношения. Расчистка фресок подтвердила, что это не обычное жилое помещение, а действительно специальное здание общественного или культового характера. Сами фрески, относящиеся к VI тысячелетию до н.э., представляют огромный интерес. Они после росписей Чатал-Хююка — древнейшие в мире. На росписях Песседжик-депе мы видим животных (копытных и хищных), деревья, треугольники, ромбы. Живопись выполнена красной и черной красками на белом фоне. По стилю фрески Песседжик-депе более просты и архаичны, чем росписи на стенах домов Чатал-Хююка.

     

     

    Джейтун

    Глава 5

    Халафские культуры

     

    Геоэтнос Древний Халаф

    (6,0–4,9 тыс. лет до н.э. в соответствии с теорией этногенеза).

    Геоэтнос Средний Халаф

    (5,4–4,3 тыс. лет до н.э. в соответствии с теорией этногенеза).

     

    Халафская культуранеолитическая археологическая культура 5 тыс. до н.э. Названа по поселению Телль-Халаф в северной Сирии, возле турецкой границы. Не менее известен археологический памятник Невалы-Чори>Невалы-Чори.

    Хронология халафской культуры реконструируется по богатым находкам керамики в местности Арпачийя в Ираке, где в неолите находился местный центр производства керамики:

    ·            древний Халаф: 5600–5300 гг. до н. э.,

    ·            средний Халаф: 5300–4800 гг. до н. э.,

    ·            поздний Халаф: 4800–4500 гг. до н. э. (Википедия)

     

    Территория халафской культуры охватывает дугу между Евфратом и Большим Забом. Южные ее пределы достаточно хорошо определены, северные, возможно, доходят до гор Тавра, заходя в отдельных местах на плато дальше на север.

    Керамика — самое замечательное достижение халафской цивилизации.

    Древнейшая керамика имеет сравнительно простые формы. Затем появляется расписная керамика.

    На керамических изделиях — изображения быков, баранов и других животных. Огромные рога животных, изображенных на сосудах, свидетельствуют о том, что это дикий бык, служивший объектом поклонения как эмблема мужской плодовитости.

    Сохранившиеся фрагменты охотничьих сцен изображают собак на привязи или быка, попавшего в ловушку. Зайцы, онагры (куланы), кабаны и многочисленные птицы, изображавшиеся на сосудах, несомненно, употреблялись в пищу. Многие натуралистические рисунки кажутся чужеродными для керамики, и по аналогии с Анатолией можно предполагать, что они копировали стенную роспись, остатки которой, однако, не найдены.

    Если бычьи и бараньи головы указывают на культ мужского плодородия, то многочисленные женские статуэтки (при отсутствии мужских), сидячие или скорченные, явно доказывают существование культа богини-матери. Как и в Анатолии, эти фигурки часто покрывались полосами и крестами, до сих пор считающимися в Анатолии символом плодородия. Статуэтки эти схематичны и примитивны. Другими культовыми символами были подвески в виде бычьих копыт (или фаллосов?) и бусы, имеющие вид так называемых двойных топоров; они, как и в неолитической Анатолии, изображались на сосудах или тканях.

     

    Керамическая культура Халаф

     

    В средний период изготовлялась керамика более сложных форм с кремовой обмазкой и заостренным отогнутым венчиком. Натуралистические мотивы исчезают, становятся теперь более стилизованными. Типичный орнамент включает геометрические композиции, тщательно разработанные и уравновешенные, очень напоминающие ткань и составленные из изогнутых линий, лесенок, точек, солнц и звезд.

    В заключительный период делали большие полихромные «тарелки» с тщательно исполненной центральной частью в виде орнаментальной розетки и креста, похожего на мальтийский.

    Хорошо известны особенности архитектуры халафского периода. Поселения состояли из двухкомнатных домов, расположенных вдоль мощеных улиц. В каждом доме было круглое сводчатое помещение и длинный прямоугольный вестибюль, возможно, с двускатной крышей. В виде такого деревянного дома сделана каменная подвеска. Эти дома сооружались на каменных фундаментах со стенами из неформованного кирпича.

    В домах поселения Телль Турлу (к западу от Евфрата) найдены печи для выпечки хлеба, очаги и колоколовидные ямы для хранения, показывающие, что, по крайней мере, здесь описанные сооружения были жилыми домами, а не святилищами.

    Носители халафской культуры были земледельцами: сотнями находят кремневые вкладыши серпов, заполированные в процессе употребления, и модели серпов из мыльного камня. Жители выращивали ячмень. Для получения масла, а может быть, и волокна выращивали лен.

    Рисунки на сосудах свидетельствуют о высоком развитии ткачества, главным образом, видимо, шерстяных тканей. Наши представления о скотоводстве основываются более на статуэтках и керамике, чем на костном материале.

    Для изготовления различных фигурок также использовали камень.

    Из мягкого камня вырезали амулеты: модели серпов и лопат для веяния, фигурки уток, модели домов. А также изготавливали квадратные или круглые печати с простым процарапанным орнаментом. Найдены каменные модели костей человеческой руки, но настоящими шедеврами являются бусы, пластинки и сосуды из обсидиана. Использовали для изготовления предметов быта самородную медь и свинец.

    Торговые связи были, очевидно, широкими и хорошо организованными: в халафских поселениях найден обсидиан из окрестностей озера Ван и раковины из Индийского океана, поставлявшиеся с Персидского залива. Торговля, видимо, шла через посредников, но должна была контролироваться развитыми обществами на собственной территории.

    Халафская культура была уничтожена или исчезла, по-видимому, около 4400–4300 гг. до н.э.

     

    Глава 6

    Самаррско-хассунский геоэтнос

    (5,4–4,3 тыс. до н.э. в соответствии с теорией этногенеза)

     

    Самаррская (самарранская) — археологическая культура халколита (энеолита) в северной Месопотамии. Названа по Самарре, столице царства Аббасидов.

    Типичный памятник этой культуры Эс-Савван находится в долине среднего Тигра, недалеко от Багдада и датируется второй половиной VI тыс. – началом V тыс. до н. э. (5600/5500 – 4800 гг. до н.э.). Самаррскую культуру нередко объединяют с культурой Хассуны (соседней с севера) в единую самаррско-хассунскую культуру.

    Часть поселений самаррской культуры располагалась за пределами обильных дождей, там археологами обнаружены следы ирригационных сооружений.

     

    Керамическая культура Самарра

     

    В ранних слоях преобладают каменные сосуды, а керамика копирует их формы, на ней резной орнамент. Затем каменных сосудов уже немного, а основной становится расписная керамика. Керамика эта тонкостенная и весьма изящна: чашки, миски, тарелки, сосуды на четырех ножках, светлого зеленоватого и розового цвета. Рисунок нанесен коричневой или темно-серой краской. На плоских блюдах это стилизованные фигуры животных (козлов, рыб, крабов, скорпионов и птиц), женщин с развевающимися волосами, а также геометрические рисунки, плетенка.

    Поселение имело прямоугольную планировку и было окружено рвом, позже перекрытым обводной стеной. Дома Т-образной планировки из прямоугольного сырцового кирпича состоят из жилых и хозяйственных помещений. Самый крупный из домов стоит отдельно — по-видимому, это святилище. Погребения под полом: тела скорченные, лежат на боку, в основном детские. Тела завернуты в циновку и обильно посыпаны охрой. Сопроводительный инвентарь — каменные сосуды, статуэтки из алебастра, украшения.

    В Савване найдены зерна четырех видов ячменя, четырех видов пшеницы и одного вида льна. Шестирядный ячмень палеоботаники объясняют мутацией, возникшей именно в условиях искусственного орошения. В Савване большую роль играла охота на степных копытных (газель, онагр) и лесных (олень), а из домашнего скота имеются только коза и овца, в другом поселении, Чога-Мами — есть также крупный рогатый скот.

    Каменные вкладыши серпов вставлялись в изогнутую костяную основу. Металл — медные бусы и небольшой нож. Есть каменные резные печати.

    Каменные и терракотовые статуэтки женщин с большими глазами имеют высокие головные уборы из черного битума. В Чога-Мами у статуэток миндалевидные глаза с длинными подкрашенными ресницами.

    Полагается, что люди Самаррской культуры говорили на гипотетическом «банановом языке» — языке с повторением слогов (как в слове banana), который, по мнению ученых, частично сохранился в шумерском в виде отдельных слов. К этому языку они относят такие шумерские слова, как стена, медь, печать, кирпичная форма, названия профессий — ткач, каменотес, медник, строитель, кузнец, земледелец, пастух.

    Исследователи отмечают археологическую преемственность культуры шумеров от Самаррско-хассунской культуры.

     

    Глава 7

    Геоэтнос Эриду

    (4,8–3,7 тыс. лет до н.э. в соответствии с теорией этногенеза)

     

    Хаджи-Мухаммад — небольшой тель (холм на месте древнего поселения) на территории современного Ирака в 15 км к юго-западу от Варки (руины древнего Урука). Является типовым памятником для протоистории Ближнего Востока: он дал название культуре, длившейся примерно с 5000 по 4500 г. до н.э. Это культура известна и как культура Эриду. Точней, можно говорить о культуре Эриду – Хаджи-Мухаммад.

    Эриду (добрый город) — один из древнейших городов Шумера. По шумерской мифологии это самый первый город на Земле. Первые поселения на месте нынешнего Тель-Абу-Шахрейна, возможно, возникли уже в VI тыс. до н.э. Город достиг расцвета в VIV тыс. до н.э. (Полностью культура сложилась около 4350 г. до н.э.). Находится город в 19,3 км к юго-западу от древнего Ура (южнее современного Багдада).

    Шумерские легенды говорят, что Эриду существовал до Великого потопа. С Эриду начинается «Ниппурский царский список», который сообщает о двух царях Эриду.

    Эриду возник как центр раннеземледельческой культуры на юге Месопотамии в первой половине VI тыс. до н.э.

    Город располагался на берегу лагуны Персидского залива, однако по мере заиливания и усиления наносных отложений город стал всё более оттесняться от моря.

    О высоком развитии культуры свидетельствуют археологические находки — прекрасного качества керамика, до этого не встречавшаяся в южном Ираке, хороший уровень строительного мастерства. В постройках использовался добротно отформованный кирпич, жители разрастающихся поселений владели развитыми строительными технологиями. Стиль и приемы этих построек легли в основу всего последующего архитектурного развития на территории Месопотамии.

    Численность населения Эриду около 4500 г. до н.э. составляла примерно 5000 человек.

    Важнейшим сооружением города был Акифер — храм бога мудрости Энки, культовое значение которого поддерживалось много тысячелетий при многих династиях.

    По мере сложения развитой урбанистической системы жилая застройка планировалась уже в соответствии со структурой социальной иерархии. Ближе к храму располагались дома правящей элиты, затем шли жилища ремесленников, на окраине города селились земледельцы.

    Увеличение числа городских жителей ускоряло развитие общественной системы и способствовало усложнению духовной культуры. Как религиозный центр, Эриду, по мнению исследователей, был тесно связан с формированием письменности и системы культов. Не исключено, что именно здесь происходило окончательное оформление языка шумеров. Бог Энки стал в более поздней шумерской традиции дарителем знаний человечеству. Мировой столб, как и Мировое древо (в Эриду росло чёрное дерево Кишкану, омываемое океаном), являлось именно тем местом, откуда должна была начать развиваться жизнь. Там находились её истоки. На этом священном месте он обретал возможность непосредственного сообщения с богами и получения от них необходимых наставлений. (Иудаизм, христианство и ислам тоже считают Эриду священным городом — первобытным Эдемским садом, местом рождения человечества, куда «царская власть спустилась с небес»).

     

    Владыка земли Энке

     

    Культура Эриду — древнейшая из обнаруженных сейчас на юге Месопотамии. Находки на южном побережье Персидского залива, на полуострове Катар и в других местах дали сходные с эридускими материалы, датируемые не ранее чем 5000 г. до н.э. Керамика эридуского типа найдена в нескольких пунктах Саудовской Аравии. Есть основания думать, что начало культуры Эриду следует искать в более северных областях — в самаррской культуре. В самом Эриду на смену эридуской керамике приходит керамика Хаджи Мухаммед, то есть позднесамаррская керамика.

    Керамика Хаджи Мухаммед украшена глянцевой (редко — матовой) росписью темно-коричневого, темно-фиолетового, темно-зеленого или светло-красного цвета, иногда в сочетании с резным орнаментом. Орнаментальные мотивы почти исключительно геометрические, очень насыщенные.

     

    Реконструкция города Эриду

     

    «Эриду (Месопотамия). Он был основан в 5400 г. до н.э. и занимал 8–10 га на юге современного Ирака.

    Стиль и приемы этих построек легли в основу архитектурного развития на территории Месопотамии. Здесь возник первый храмовый комплекс в начале VI тыс. до н.э.

    Археологи выделили 12 храмов, построенных на одном месте, что только подчеркивало выбранное святое место. Храм в дальнейшем превращался в комплекс священных построек. Святилище — прямоугольной формы, ориентированное по сторонам света.

    Храмы состояли из удлиненного зала с алтарем и боковых пределов. Основные составляющие храма — гладкие наружные стены из необожженного кирпича, два выступа, находившиеся по одной линии с расположенным по центру между ними жертвенником, а также небольшие выступы, отмечающие вход изнутри. Алтарь расположен в специально отведенной нише. С внешней стороны она отличается прямоугольным выступом с запада. Членение внутреннего пространства на две зоны — алтаря и жертвенника».

    (Сайт «История архитектуры»)

     

    Глава 8

    Меримде-фаюмский геоэтнос

    (4,8–3,7 тыс. лет до н.э. в соответствии с теорией этногенеза)

     

    Очаг фаюмской культуры находится Фаюмском оазисе в Египте в 80 км к юго-западу от Каира.

    В археологических справочниках время существования культуры Фаюм (Эль-Файюм) значительно расходится. Согласно одним источникам это 5,5–4 тыс. до н.э., другим — 5,2–4,4 тыс. до н.э. Третьи датируют время существования Фаюмской неолитической культуры 4,6–3,5 тыс. до н.э.

    Фаюмская культура существовала параллельно с культурой Мери́мда (селение Мери́мде-Бени́-Сала́ма в дельте Нила, 51 км северо-западнее Каира), археологи датируют эту культуру 5–4,1 тыс. до н.э.

    Археологические находки свидетельствуют о тесных связях и взаимном влиянии между фаюмской культурой и культурой Меримде, в особенности в том, что касалось методов изготовления каменных орудий (например, кремневых орудий с двусторонней ретушью) и керамики. Корни обеих культур, по-видимому, были связаны с культурами Ближнего Востока. Точней, с Халафским геоэтносом, существовавшим в Леванте (Сирия, Ливан, Палестина).

    Я объединяю эти культуры в Меримде-фаюмский геоэтнос.

    Фаюмцы пользовались микролитической техникой обработки камня. Найдены наконечники для стрел, вставки в прямые серпы, навершия булав, палетки и т. д. Много предметов изготавливалось из кости. Гончарные изделия (грубые, недостаточно обожженные) и плетеные (корзины, циновки) также широко использовались.

    Найденные виды керамики — это шарообразные и полушарообразные миски, амфоры с S-образным профилем и выступающим цилиндрическим горлышком, миски с расширенным ободом, кубки с различными пропорциями, миски с выступающим дном и плоские тарелки.

    Фаюмцы возделывали небольшие участки земли на затопляемых в периоды разливов берегах Меридова озера, выращивая здесь полбу, ячмень и лен. Обнаружены инструменты для сбора урожая и перемалывания зёрен. Урожай хранили в небольших земляных ямах, края которых укрепляли плетеными матами или обмазывали глиной, а потом обжигали. (Открыто 165 таких ям). Лен служил для изготовления тканей. Сохранились обрывки льняной ткани и пряслица, что свидетельствует о появлении ткачества. Разводили фаюмцы и домашних животных: крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и собак. Скотоводство играло относительно небольшую роль, как и охота, в обеспечении населения продовольствием.

    И охота, и рыболовство происходили в основном в сухие периоды года на озере. В Меридовом озере фаюмцы ловили рыбу, вероятно, корзинами; крупных рыб добывали гарпунами. Большую роль играла охота на водоплавающих птиц при помощи лука и стрел.

    Для изготовления украшений (в частности, бус) носители культуры Фаюм использовали привозное сырье: раковины со Средиземного и Красного морей, синайскую бирюзу, амазонит из района Тибести в Сахаре. На различные поделки шли яйца страусов и, вероятно, их перья.

     

  • главная