Переселенческая волна в керамическом неолите. (Книга "У истоков человеческой цивилизации")
  • начало
  • Книги писателя Лимарева В.Н.

    Часть 8

    Переселенческая волна в керамическом неолите

     

    Керамический неолит, PN (сокращение от англ. Pottery Neolithic) — период в истории Древнего Ближнего Востока около 6500–5500 гг. до н.э. На территории Леванта также именуется поздний неолит. (Википедия).

    В соответствии с хронологией, изложенной в «Теории эволюции жизни во Вселенной», этот период называется «поздний неолит» (6,6 тыс. до н.э. – 5,4 тыс. до н.э.).

     

    Глава 1

    Было ли глобальное похолодание 6,2 тыс. до н.э.?

     

    «Быстрое похолодание в 6,2 тыс. тыс. до н.э. впервые было зафиксировано швейцарским ботаником Генрихом Цоллером в 1960 году. Некоторые авторы считают, что это похолодание было лишь одним из самых заметных периодических похолоданий, которые случаются в голоцене каждые 1500 лет. Изменение климата 8,2 тысячи лет назад впоследствии было зафиксировано при исследовании гренландских ледников и геологических отложений в поясах северной Атлантики. В Антарктиде и Южной Америке климатические изменения этого периода менее выражены. Тем не менее, изменения имели глобальный характер, что, в частности, отразилось на росте коралловых рифов в Индонезии и понижении концентрации CO2 в атмосфере. Уровень мирового океана повысился на 1,2 метра. (Википедия)

     

    Обращаем ваше внимание на странности этого утверждения.

    Во-первых, при глобальном похолодании в Антарктике и Южной Америке климатических изменений фактически не было.

    Во-вторых, при похолодании уровень воды в океане повысился на 1,2 метра.

    В-третьих, во всех найденных публикациях об этом периоде отмечается в этот период интенсивное таянье ледников, как в Северной Америке (Североамериканский ледниковый покров). В Скандинавии растаял полностью Скандинавский щит.

    Глобального сильного похолодания в это время не было. Было небольшое кратковременное похолодание, вызванное интенсивным таяньем льдов во время деградации Североамериканского ледникового покрова.

    На севере Северной Америки в это время доживает свои последние дни ледниковый щит, талые воды которого сформировали несколько обширных водоемов, одним из которых было приледниковое озеро Агассис.

    Хотелось бы к этому добавить: прорыв относительно теплой воды на север в ледниковую зону привел к интенсивному таянью льдов и к увеличению стока охлажденной воды в океан и незначительному, не более полградуса охлаждению мирового океана и атмосферы.

     

    Таянье леднеков в Северной Америке

     

    В 62 веке до н.э. произошло не глобальное похолодание, а глобальное изменение климата из-за деградации ледниковых покровов на севере Америки и севере Европы. Полностью растаял Скандинавский ледниковый щит, что вызвало изменение рельефа суши из-за поднятия и опускания отдельных участков, что сопровождалось землетрясениями.

    В период с 62 до 60 века до н.э. в районе современного Северного моря произошло три крупных подводных оползня, большие участки земной коры переместились на северо-запад. Оползни, получившие название Стурегга, вызывали огромные волны-цунами в северной части Атлантического океана. Высота волн достигала 20 метров, что привело к гибели живших в этом регионе охотников-собирателей и животных. Исследователи предполагают, что именно в это время Британия стала островом. Глобальное изменение климата произошло из-за изменения направления движения теплых и холодных течений в мировом океане и изменения циркуляции воздушных потоков Земли.

    В одних районах земного шара произошло существенное похолодание, в других температура, наоборот, возросла. Из-за глобального изменения климата изменилась влажность во многих регионах Земли, и, соответственно, изменились фауна и флора регионов и условия проживания человека.

    Изменился климат и в районе «благородного полумесяца» в Малой Азии, там, где в этот период было уже сформировавшееся человеческое общество, занимавшееся земледелием и скотоводством. Из-за изменений климата произошли перемены в жизни людей: чаще стали неурожаи, падеж скота. Изменившиеся погодные условия плюс перенаселение региона, вызванное демографическим взрывом, заставили людей искать новые места для проживания, что подтолкнуло их к переселению. Люди в поисках благоприятных условий для проживания двигались на восток, в Месопотамию, Египет и Европу.

     

    «Считается, что изменение климата подтолкнуло население к созданию сети ирригационных каналов. После смены климата около 6200-х годов до н.э. началась миграция населения с севера на юг по равнинам Тигра и Евфрата».

    (Википедия)

     

    После полного исчезновения Скандинавского ледового щита поступление пресной воды в Балтийскую котловину резко сократилось. В то же время уровень океана продолжал повышаться, ибо продолжалось интенсивное таяние Лаврентийского ледникового щита и, вероятно, антарктического льда. Поэтому около 8 тыс. лет назад, когда уровень океана превысил пороги стока и уровень вод в Анциловом озере, в Балтийскую котловину стали поступать соленые океанские воды».

    (А. С. Монин, Ю. А. Шишков. «История климата»)

     

    В начале VI тысячелетия до н.э. температура на Земле стала вновь повышаться: началось потепление, которое привело к возникновению благоприятных условий для жизни в Европе.

     

    Возникает вопрос:

    Почему произошел демографический взрыв в Чатал-Хююке?

    Благородный полумесяц 9-7 тыс. лет до н.э.

     

    Глава 2

    Демографический взрыв в Чатал-Хююке

     

    «Демографический взрывэто резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при высокой рождаемости.

    При большом демографическом взрыве наблюдается огромное превышение числа рождений над числом смертей, и поэтому резко возрастают темпы прироста населения».

    (Словари и энциклопедии на «Академике»)

     

    «Неолитическая цивилизация, обнаруженная в Чатал-Хююке, сияет подобно «сверхновой звезде» в тусклой «галактике» современных ей земледельческих культур».

    (.Джеймс Меллаарт «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока»)

     

    Апогея в своем развитии анатолийская культура Чатал-Хююке (Чатал-Гююке) достигла в середине VII тыс. до н.э. Наивысший расцвет культуры совпал с появлением керамики.

    Первая примитивная керамика, появившаяся в Чатал-Хююке в это время, не имела «высокохудожественного» оформления и применялась для бытовых нужд. В раскопанном «жреческом квартале Чатал-Хююка» её не было. Там керамика, как пишет Джеймс Меллаарт, «появилась только около 5900 г. до н.э. уже значительно улучшенная».

    Керамика, используемая для бытовых нужд, как раз и дала толчок к дальнейшему прогрессу в развитии человеческой цивилизации.

    Для успешного развития человеческого общества необходимо было в это время решить четыре проблемы:

     

    Первая. Повышение урожайности на возделываемых полях.

    Вторая. Сохранение выращенного урожая.

    Третья. Уменьшение смертности среди скученно живущего населения.

    Четвертая. Совершенная форма управления общиной.

     

    Относительное решение этих проблем привело к демографическому взрыву, перенаселению и освоению переселенцами новых территорий.

    К середине VII тыс. до н.э. культивирование сельскохозяйственных культур — пшеницы, ячменя, чечевицы — стало основным занятием жителей и их главным источником питания.

    Почему же возросла урожайность этих культур?

    Повышение урожайности как раз и связано с одомашнением крупного рогатого скота, который появился в Чатал-Хююке в VII тыс. до н.э.

    Урожайность возросла благодаря тому, что параллельно с развитием земледелия шло развитие скотоводства. Одомашненные животные — овцы, козы и, что более значимо, крупный рогатый скот — были не только источником белковой пищи, но и производили навоз, используемый для удобрения полей. Более того, крупный рогатый скот стали использовать как тягловую силу.

    С другой стороны, для повышения урожайности была необходима защита полей от диких животных, в том числе от грызунов. Грызуны были настоящим бедствием для людей, занимающихся выращиванием сельскохозяйственных культур.

    Археологи рассказывают, что в районах проживания жителей неолита земля буквально пронизана ходами, проделанными грызунами. Пищей этих грызунов были выращиваемые людьми сельхозпродукты.

    Можно предположить, что полчища мышей и крыс атаковали поля земледельцев.

    Для охраны полей люди использовали своих союзников — собаку и кошку. Собаки отгоняли от поля диких животных, а кошки охотились на грызунов.

    Кошка для земледельцев имела не меньшее значение, чем для охотников собака. Камышовый кот, издревле проживавший в Малой Азии, естественно, своим излюбленным местом охоты избрал окрестности земледельческого поселка, где было много пищи, т.е. мышей и крыс, на которых он охотился. Таким образом, он становился союзником людей в деле уничтожения вредных грызунов, не только уничтожавших выращенный с большим трудом человеком урожай, но и распространяющих болезни.

    Это было не приручение кошки человеком, а симбиоз человека и кошки.

    Когда читаешь работы, посвященные исследованию Чатал-Хююка, то везде натыкаешься на то, что жители поклонялись леопардам. Такой вывод был сделан в связи с тем, что рядом со статуэтками женщин были фигуры «леопардов». Леопарды тоже обитали в этих краях, и эти предположения обоснованы. Но я предполагаю, что изображены не леопарды, а камышовый кот: некоторые породы котов имеют окраску, похожую на окраску леопарда.

    В раскопанном поселении Хаджилар богиня показана с детенышем леопарда на руках. Женщина гладит свою кошку, помогающую ей сберечь продукты питания.

     

    Камышевый кот

     

    Безусловно, жители Чатал-Хююка знали леопардов, как и знали своих соседей — камышовых котов, но для них это были большие и маленькие кошки, и обожествляли они не леопардов, а, вероятно, кошек.

    Кошки не только стали беречь выращенный урожай в поле, но и в хранилищах и в доме, изгоняя проникших туда грызунов.

    Люди берегли этих животных и подкармливали их. Кошка в доме отпугивала мышей только своим присутствием.

    Изобретение керамики также способствовало сохранению выращенного урожая: хранение зерна в керамической посуде способствовало защите от грызунов, которые не могли прогрызть стенку сосуда.

    Исключив выращенное зерно от контактов с разносчиками болезней грызунами, а также применение керамической посуды позже индивидуальной ставило барьеры распространению болезней.

     

    Изображение кошек в селение Чатал Хююк

     

    Археологи утверждают, что свои жилища жители Чатал-Хююка содержали в идеальной чистоте, регулярно проводили косметический ремонт и сбрасывали отходы в строго отведённых для этого местах. Был ли в это время ритуал омовения водой частей тела, сказать нельзя, но однозначно понимание о значении чистоты для своего здоровья было.

    Обществом управляли жрецы — хранители традиций племени. Они следили за соблюдением правил общежития и помогали решать конкретные проблемы общинников, таким образом, действовали в интересах всей общины.

    Управление общества жрецами — самая совершенная и самая эффективная форма управления обществом.

    Все перечисленное выше и привело к демографическому взрыву. Избыточное население было вынуждено искать новые места для проживания. Уходя на новое место жительства, люди, возглавляемые жрецами, забирали с собой самое ценное: семена, скот, а также опыт по организации жизни в общине.

    Возникает вопрос:

    Что известно о переселенцах из Чатал-Хююка?

     

    Глава 3

    Переселенческая волна, или Освоение новых районов для проживания жителями Чатал-Хююка

     

    Переселение из Чатал-Хююка, вызванное демографическим взрывом, началось в период расцвета культуры — 6,8–6,4 тыс. до н.э.

    Экологическая катастрофа 62 века до н.э. привела к изменению климата в регионе, он стал более засушливым. Чтобы вырастить сельхозкультуры в засушливое время, люди перешли к поливному земледелию; появилась сеть каналов, отводящих воду из горных рек на поля. Засушливая погода ещё более подтолкнула к миграции населения из Чатал-Хююка. Переселенцы основали много новых поселков. В 320 км к югу от Чатал-Хююка в Киликии было основано поселение Хаджидар. Археологи отмечают: существенные перемены в Хаджиларе произошли в начале VI тыс. до н.э. в связи с прибытием туда переселенцев, расцвет поселения произошел в 5,7 тыс. до н.э.

    В отличие от Чатал-Хююка здесь поселения были обнесены оборонительной стеной.

    В Хаджиларе археологи нашли куски медной руды, разнообразную (в том числе расписную) керамику, женские глиняные фигурки. Археологические находки однозначно указывали на связь этого поселения с Чатал-Хююком.

    Переселенческая волна продвигалась на юг Турции: сначала в Киликию, затем Финикию, Палестину и достигла Египта.

    Джеймс Меллаарт так описывает заселение Финикии пришельцами с севера в книге «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока»:

     

    «Мы видели в Палестине, как в 7 тысячелетии до н.э. сирийская традиция сооружения прямоугольных домов с обмазанными полами вытесняет палестинскую натуфийскую традицию строительства круглых домов. Несомненно, это произошло благодаря вторжению в Палестину переселенцев с Анатолийского плато. Она принесла искусство изготовления керамики и статуэток из обожженной глины. Эти новшества появились не в результате торговли, они вызваны передвижениями групп населения. Основывается в Финикии много новых поселений, и кое-где пришельцы смешиваются с местным населением. Новые культуры были иными, чем местные, возникали их новые локальные варианты».

     

    При переселении пионеры занимали уже обжитые места, ломая сопротивление местных жителей.

    Волна переселенцев, двигаясь и в юго-восточном направлении, осваивала верхнее и среднее течение Тигра и Евфрата. Это, прежде всего, культура Джармо. Связь между Чатал-Хююком и Джармо произошла после мировой экологической катастрофы 62 века до н.э., так как после этого времени археологи отмечают культурный подъем в Джармо.

    Эта культура названа по поселению Джармо, расположенному к востоку от города Киркук в Иракском Курдистане. Период расцвета — 6,2–5,8 тыс. до н.э.

    Поселение Джармо состоявшее из 25 построек было  тщательно исследованное в 1948–1955 годах американским археологом Брейдвудом из Чикагского университета, Он предполагал, что жило в поселении около 150 человек.

    Керамика — одна из самых ранних на Ближнем Востоке, очень простая, ручной работы, с толстыми стенками. Кроме посуды из глины изготавливали зооморфные и антропоморфные фигурки, в том числе изображения беременной женщины, предположительно богини-матери.

    Использовали каменные серпы и другие земледельческие орудия, а также мраморные ящики для хранения урожая. Выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, собирали дикорастущие желуди, фисташки и злаки, употреблявшиеся в пищу и на корм скоту: козам, овцам и собакам. В последние годы существования селения разводили также свиней.

    Немного позже, в начале VI тыс. до н.э. переселенческая волна достигла севера Месопотамии.

     

    «Около 6000 г. до н.э. люди переселились в предгорья северо-западной Месопотамии, где уровень осадков был достаточным для неполивного сельского хозяйства в ряде мест. Это были первые крестьяне на крайнем севере Месопотамии (в регионе, где позднее возникла Ассирия). Они изготавливали керамику из глины светлых тонов с линейными рисунками красноватой краской.

    Жители Хассуны жили в небольших посёлках площадью 1–3 гектара. Даже самые крупные поселения Хассуны были меньше Чатал-Хююка, который в то время был ещё населён. Едва ли население какой-либо из хассунских деревень превышало 500 человек.

    В Тель-Хассуна — глинобитные дома, сооружённые вокруг открытых площадей в центре поселений.

    Изящная расписная керамика вытесняет более раннюю грубую керамику. О сельскохозяйственном образе жизни свидетельствуют топоры, серпы, мельничные камни, закрома, печи для выпечки и многочисленные кости одомашненных животных. Женские статуэтки являются предметами культа, а погребения в пифосах вместе с пищей говорят о наличии веры в загробную жизнь».

    (Джеймс Меллаарт. «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока»)

     

    В начале VI тысячелетия до н.э. переселенческая волна достигла Средней Азии.

    «На юге Средней Азии, в узкой полосе у отрогов Копетдага возникла земледельческая культура, названная джейтунской по типичной стоянке Джейтун к северу от Ашхабада. Эта культура охватывала и районы Северного Ирана. Здесь сухой климат, не благоприятствующий земледелию, но благодаря равнинной местности, возможно, было лиманное орошение».

    (Д. А. Авдусин. «Основы археологии»)

     

    Богиня, неолитическое поселение Хаджилар

    Памятники культуры встречаются вдоль хребта Копетдага в Туркмении и расположены в самом начале пустыни.

     

    «Поселок Джейтун состоял из 30 квадратных однокомнатных домов для 5–6 человек каждый. Дома строили из глиняных «булок» овального сечения, длиной 60–70 см. Это еще не кирпичи, это его предвестники. «Булки» были еще недостаточно ровные, не высушенные и тем более не обожженные. В глину для них примешивалась рубленая солома. В домах находились массивные очаги из таких же «булок». Пол и стены домов обмазывались штукатуркой и красились. Около жилищ находились хозяйственные постройки и небольшие дворики, некоторые из них были окружены глиняными заборами. Во дворах отрыты ямы, вероятно, для хранения зерна. Глиняная посуда характерна для самых ранних слоев джейтунской культуры. Она плоскодонная и сделана ленточным способом из глины со значительной примесью рубленой соломы. Часть сосудов расписана красной краской, узор напоминает фигурные скобки. Среди нерасписных можно отметить четырехугольные сосуды, возникшие, может быть, в подражание деревянному корыту».

    (Д. А. Авдусин. «Основы археологии»)

     

    Культовое значение имели найденные в поселении глиняные фигурки людей и животных. Сравнительно часто встречается торс женской статуэтки. Много фигурок козлов. Некоторые фигурки являются подвесками, возможно, это амулеты. Находят бусы из кости, камня, раковин, в том числе из раковин каури, происходящих из Индийского океана.

    В центре одного из джейтунских поселений — Песседжик-депе — раскопано строение, вдвое превышающее самые крупные дома. Площадь здания настолько велика, что оно могло вместить население всего поселка. Его стены покрыты многоцветной росписью, изображающей копытных животных и животных из породы кошачьих. Имеются и геометрические фигуры. Скорее всего, это общинное святилище. К нему примыкали обширный двор и зернохранилище. Здание, по всей вероятности, представляло собой святилище, где совершались культовые церемонии, а также здесь сосредотачивался резервный семенной фонд общины. В это время жрецы начали играть роль не только религиозную и административную, но и вплотную стали заниматься организацией хозяйственной деятельности, включая хранение и перераспределение семенного фонда и продовольственных резервов.

    Переселенческая волна из Малой Азии также достигла Европы, на территории которой шло постепенное формирование современных климатических условий.

    Заселение Европы происходило постепенно со скоростью один километр в год, то есть территория, которую осваивали переселенцы, с каждым годом возрастала в северном направлении на 1 км.

    Изначально выходцы из Малой Азии закрепились в Греции в местечке Сескло (8 км от Эгейского моря у современного г. Волос, в Фессалии).

    Переселение людей из Малой Азии в Европу в неолите

    Древнейшие находки датируются 6,8 тыс. до н.э. Они принадлежат двум разным культурам, прото-Сескло и пре-Сескло. Последняя представлена вторичными поселениями, примыкающими к главному селению прото-Сескло, и относится к вторженцам (около 58 века до н.э.). Дома строили на склонах холмов, примыкающих к плодородным долинам, где выращивали пшеницу и ячмень. Разводили овец, крупный рогатый скот, собак. В поселении Сескло жило около трех тысяч человек, что позволяет сопоставить его с Чатал-Хююком. Керамики у первых переселенцев не обнаружено, так как она использовалась только для хозяйственных нужд. Позже появляются изящные глазурованные кубки и чаши, декорированные геометрическим узором красного и коричневого цветов. Кроме посуды, найдены статуэтки женщины, богини-матери, часто беременной.

    Культуры Сескло считаются материнскими для возникших позже других балканских неолитических культур. В конце VI тыс. – начале V тыс. до н.э. культуру Сескло сменила культура Димини, как утверждают археологи, в результате завоевания. Но это завоевание было уже с севера и произошло вследствие оттока населения из северных областей Европы (культура Винча).

     

    Возникает вопрос:

    Что известно об изменении климата в VI тысячелетии до н.э.?

     

    Глава 4

    Климатический оптимум в голоцене (Атлантический период)

     

    Атлантический период (6000–3000 гг. до н. э) последнего послеледниковья отмечается как наиболее теплый. Его считают и наиболее благоприятным периодом послеледникового климатического оптимума в Европе. В это время здесь наблюдались влажные теплые зимы. В конце этого периода повсеместно наступило, как мы отмечали, похолодание климата.

     

    8 тыс. назад началось глобальное потепление, которое привело к локальным изменениям климата во всем мире. Климат менялся в различных районах земного шара не одинаково. На северо-востоке Северной Америки значения температуры были не так высоки. В некоторых районах Юго-Западной Сибири, Турции в это время было суше. Имеющиеся данные указывают, что подобного рода колебания температуры были равны 1–1,5 °С. Колебание температуры в сочетании с колебаниями осадков существенно повлияли на развитие культуры целых народов.

    (Е. П. Борисенков, В. М. Пасецкий. «Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы»)

     

    С момента начала потепления в VI тыс. до н.э. температура на Земле за 1,4 тыс. лет поднялась на 2 С (в 4,6 тыс. до н.э.), а затем за следующие 1,4 тыс. лет упала на 2,5 С (в 3,2 тыс. до н.э.).

     

    Эти изменения климата оказывали существенное влияние на развитие человеческой популяции, ядро которой было в Малой Азии, точней, в южной Анатолии (геоэтнос Чатал-Хююк).

     

    Эти колебания температуры в пределах 2 С в сочетании с тем влиянием на климат, которое осуществляли люди своей хозяйственной деятельностью, заселявшие тот или иной регион, делали более благоприятным для проживания то один, то другой регион в Малой Азии, Месопотамии, Европе и Северной Африке. Падение урожайности, неурожайные годы в сочетании с увеличением численности популяции толкали людей к поиску новых мест для проживания.

    Климатический оптимум в голоцене

     

    В Европе потепление все дальше толкало людей на север, пока они не достигли, в момент максимального потепления, берегов Балтийского моря и не поселились в Британии.

    Развитие религиозных представлений людей, поселившихся в Европе, привело к появлению самобытной культуры строителей мегалитических сооружений (из огромных каменных глыб), которые по аналогии с каменным сооружением в Британии называют Стоунхенджем.

    После того как был пройден в 4,6 тысячелетии до н.э. пик потепления и температура начала снижаться, северные районы Европы стали неблагоприятными для сельскохозяйственной деятельности. Наиболее благоприятным районом Европы для проживания стал район в Дунайско-Днепровском междуречье, где получила развитие трипольская культура (кукутень-трипольская культура).

    Переселенцы из Южной Анатолии (где стало более засушливо в этот период), продвигаясь на юг, нашли наиболее удобные места проживания на территории, где расположена современная Сирия, и в Северном Ираке. В этих местах в относительной изоляции параллельно стали развиваться самобытные культуры. В Сирии и Кипре получила развитие культура Халаф, а в Северном Ираке — самаррско-хассунская культура.

    Похолодание, которое наступило после климатического пика 4,6 тыс. до н.э., вынудило людей искать новые места для проживания. Двигаясь на юг, переселенцы с Северного Ирака постепенно достигли нижнего течения великих рек Тигра и Евфрата, там стала формироваться альд-убейская культура, давшая начало цивилизации Месопотамии.

    Переселенцы из Сирии, передвигаясь на юг, находили удобные места для проживания в Северной Африке. Там возникло несколько культурных очагов, но получила развитие культура Бодари, расположенная в Среднем и Нижнем Египте, которая дала начало египетской цивилизации.

    Культура Джейтун, центр которой находился в Южной Туркмении, после изменения климата также стала распространяться на юго-восток. Постепенно она достигла Индии и дала начало индийской ветви цивилизации.

     

    Археология в Южной Туркмении

  • главная