Средний каменный век (мезолит). (Книга "У истоков человеческой цивилизации")
  • начало
  • Книги писателя Лимарева В.Н.

    Часть 6

    Средний каменный век (мезолит)

     

    Глава 1

    Когда наступил мезолит?

     

    Археологи под термином «мезолит» подразумевают археологическую культуру. Это средний каменный век — период между палеолитом и неолитом. Поэтому можно встретить в научной литературе такое утверждение: в этом конкретном регионе в конкретное время мезолит ещё не наступил.

    Я считаю, мезолит продолжался с начала 9 тыс. по 7,8 тыс. до н.э. в соответствии с хронологией (см. «Теория эволюции жизни во Вселенной»).

    К началу мезолита произошли значимые изменения среды обитания человека.

    Многие животные, на которых охотился человек, вымерли; им на смену пришли другие.

    Вымерли постепенно мамонты, шерстистые носороги и овцебыки. Такие холодолюбивые животные, как северный олень и песец, отступили на север. Потепления сменялись кратковременными похолоданиями и изменением ландшафта. Животным приходилось, борясь за свою жизнь, мигрировать в поисках пищи. Вслед за животными мигрировал и охотившийся на них человек.

    Обширные пространства Евразии стали заселять более теплолюбивые животные: в лесах — благородный олень, лось, бурый медведь, волк, кабан, бобр; в степной зоне — сайгак, дикий осел, лошадь… Значительно увеличилось количество птиц, особенно водоплавающих, рыбы, морского зверя и в прибрежных зонах — съедобных моллюсков.

    В сложный период, когда людям было необходимо постоянно бороться за выживание, произошла мезолитическая революция, существенным образом изменившая жизнь людей, увеличившая их пищевые ресурсы и положившая начало формированию человеческого общества.

     

    Так пишет о мезолитической революции Эммануэли Анати в книге «Палестина до древних евреев»:

     

    «В начале мезолита изобрели лодку.

    Люди стали плавать на расположенные недалеко от берега острова. Это свидетельствует о появлении первых лодок и мореходства. Основные водные преграды, такие как Гибралтарский пролив, отделяющий Африку от Европы, и Красное море, раскинувшееся между Аравийским полуостровом и Восточной Африкой, больше не ограничивали передвижения людей.

    Человечество изобрело множество технологий, навсегда изменивших его жизнь. Люди, изобретя длинную крепкую веревку, смогли с легкостью залезать на деревья и ходить в горы. Они научились делать корзины и прочие емкости для переноски различных предметов, сети и ловушки для зверей. Возможно, именно тогда были предприняты первые попытки соткать одежду.

    В эпоху мезолита человеческую жизнь изменили два изобретения: лук — мощное оружие, совершившее настоящую революцию в охоте и рыболовстве, и капкан.

    Лук был намного удобнее палеолитического копья, подобно тому насколько пистолет лучше средневекового арбалета. Даже очень умелый охотник мог нести одно или несколько небольших копий. Стрел, в свою очередь, он мог взять с собой очень много. Они значительно легче, и их удобнее нести, не говоря уже о том, что прицелиться из лука можно намного точнее, чем тяжелым метательным копьем. На мезолитических памятниках находят большое количество маленьких треугольных заостренных микролитов, вероятно, служивших наконечниками стрел. Производили их в огромных количествах.

    Капканы использовали как в охоте, так и на рыбалке. Это первое приспособление, которое могло функционировать при отсутствии человека. Он мог поставить ловушку и уйти, а затем, вернувшись, с радостью обнаружить, что его старания не были напрасны, в его капкан попалась добыча.

    Первые капканы, сделанные в различных регионах, видимо, сильно отличались друг от друга. Наиболее ранний их вид появился на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Он изображен на наскальных рисунках. Это ловушка, в которую могли ногой попасть олени, антилопы и другая добыча среднего размера. В Европе, по данным мезолитического искусства, существовали различные виды ловушек для рыб. Изобретение лука и ловушек говорит о появлении развитого абстрактного мышления. Это первые созданные человеком «механизмы», свидетельствующие об уровне развития человечества на том этапе.

    В дополнение к изобретённым в палеолите крючкам изобрели сети. О существовании рыболовных сетей свидетельствуют многочисленные резные гальки, относящиеся к эпохе мезолита, наскальные рисунки, которые находят по всей Евразии и Северной Африке, и грузила — частая находка на всех мезолитических памятниках.

    Рыболовство становилось все более важным занятием. Это привело к тому, что группы людей начали селиться вокруг озер, болот, на берегах рек и морей.

    Большинство новых мезолитических изделий было сделано из органических материалов, таких как кость, дерево, кожа и нити, поэтому мы знаем о них в основном по произведениям мезолитического искусства.

    Главный признак, отличающий мезолитическую культуру от всех остальных, — это наличие очень маленьких орудий, или микролитов. Как правило, они представляют собой маленькие пластины, заостренные с одной стороны или имеющие два параллельных края, а также различные типы крошечных орудий треугольной, трапециевидной, прямоугольной и т. д. формы, которые называют геометрическими микролитами. Другим характерным предметом стал усеченный микролитический резец с ретушированной выемкой. Усечение образовывало с выемкой острый угол, в результате чего получалась небольшая ровная поверхность.

    Все эти крохотные пластины были частями составных орудий, рукоятки которых изготавливали из дерева, кости, рога и других материалов. Во многих случаях в одном и том же орудии могли одновременно использовать несколько микролитов. Так, у гарпунов могло быть несколько зазубрин, серпы можно было делать сколь угодно длинными и тонкими, а их заточку — облегчить, появились ножи из длинных составных пластин, а также такие сложные орудия, как пилы с зубцами, благодаря которым можно было без труда разрезать дерево и т. д. С этими орудиями человек смог ровно и крепко соединять друг с другом различные материалы. Для этих целей широко использовались битум, природные смолы, растительные волокна, шерсть.

    Хотелось бы добавить к сказанному: в мезолите на Ближнем Востоке также получило развитие животноводство.

     

    Орудия мезолита

     

    Возникает вопрос:

    В IX тыс. до н.э. в Малой Азии образовались мезолитические стоянки с высокой культурой. Откуда пришли люди, поселившиеся в этих местах?

     Глава 2

    Переселенцы из Африки в Малую Азию

     

    Экологическая катастрофа 10 тыс. лет до н.э. привела к великому переселению народов. С побережья Туниса европеоиды успешно продвинулись по пустыне Сахара на восток, Сахара в это время была покрыта зеленью и пригодна для жизни. Продвигаясь в поисках наиболее благоприятных мест для проживания, они переправились через Нил и по Суэцкому перешейку добрались до Палестины. Переселенцы несли с собой семена окультуренных растений и гнали прирученный скот. В Малую Азию пришли порядка 20 родов, возглавляемых вождями. Их объединял главный вождь, контролируя и координируя жизнь всего племени, состоящего из родов, опорой ему было жречество. Это была элита общества — потомки великих правителей.

    Ибис

    Переселенцы несли с собой главные ценности рода: специально обработанные черепа великих предков, статуэтки, изображающие духов, предков и священных животных, и… накопленные знания об окружающем мире.

    Наиболее благоприятными местами для проживания оказались Палестина и предгорье в верхнем течении Евфрата и Тигра. Там много было диких злаков и хорошо прижились принесенные людьми зерновые культуры с родины. Это ячмень, пшеница…

    Среди домашних животных у них были козы и, возможно, овцы, собака. Были у переселенцев и прирученные гуси, ибисы. Этих птиц содержали жрецы, они были священными.

    Племена, заселившие земли в Малой Азии, организовали религиозно-мистический (храмовый) комплекс Гёбекли-Тепе в верховьях Тигра и Евфрата. Сам этот факт говорит о значительной роли жречества в жизни поселенцев.

     

    Возникает вопрос:

    Если были служители культа — жрецы, то можно говорить о возникновении религии?

     

     Глава 3

    Хранители традиций племени, или Возникновение религии

     

    «Рыбная ловля и приготовление пищи — занятие будничное. Иное дело — сфера религии, ритуала, этикета. В ней нет явных ограничений для человеческой фантазии, и людям другой культуры принятые формы поведения кажутся противоречащими здравому смыслу».

    (Ю. Е. Берёзин. «Голос дьявола среди снегов и джунглей»)

     

    Табу и ритуал — это две формы регулирования поведения людей на первых этапах существования человеческого общества. Они привели к более прогрессивной форме регулирования человеческих отношений — религии.

    Возникновение религии — важный этап в развитии человеческого общества. С появлением религии и жрецов — посредников между богом и людьми — человечество перешло в следующий этап своего развития. Элита, управляющая человеческим обществом, была расширена: уже не только вождь мог управлять общественным поведением людей, но и шаманы или жрецы. Двоевластие предполагает конкуренцию между правящими элитами, что однозначно было на пользу человеческому обществу в целом.

    Различных ритуалов, магических действий описано и изучено современными учеными ошеломляющие количество, и они порой поражают своей бессмысленностью, как игры не лишенных фантазии детей. Но различные магические действия — это ещё не религия.

    С древних времен у первобытных людей стали закладываться традиции, связанные с совместным приемом пищи, с особым отношением к беременной женщине, ритуалы в связи с рождением ребенка и, наконец, специфическое отношение живых к умершим. И самое главное — это отношение первобытного человека к проявлению сил природы, а также отношение к Высшему Разуму, так или иначе вмешивающемуся в их жизнь.

    Безусловно, возникновение ритуальных действий у древних племен входило в планы и задачи Высшего Разума и поощрялось. Благодаря многочисленным и разнообразным ритуалам происходило развитие творческих способностей человека.

    Культовые предметы. Музей г. Осло . Фото Лимарева В.Н.

    Хранителем традиций племени на первых этапах развития человечества был вождь. Он же был инициатором проведения каких-либо магических действий, сочинял сценарии и являлся «режиссером-постановщиком». В то же время с него никто не снимал обязанности, связанные с руководством всем племенем, то есть обязанности по организации охоты. Он был инициатором и организатором нападений на соседние племена, а также организовывал защиту племени от внешних врагов.

    Вождь постоянно находился в самой гуще любых значимых для племени событий и доказывал соплеменникам своё право оставаться вождем, поэтому у него не было достаточно сил и энергии для организации мистических ритуалов.

    Продолжительность жизни вождя, в среднем, не могла быть дольше жизни простого воина племени, так как во время постоянных стычек с врагами вожди гибли так же часто, как и простые воины. Вместе с гибелью вождя исчезал бесследно и уникальный опыт по организации ритуальных действий в племени, так как вождь был хранителем его традиций. Новому вождю многое приходилось придумывать сначала.

    В связи с этим возникла необходимость в специальном человеке, который помогал бы вождю организовывать проведение ритуалов в племени. Очевидно, этот человек не должен был заниматься никакой другой деятельностью кроме организации культовых мероприятий и следить за соблюдением единоплеменниками традиций. Новая должность в племени требовала от претендента на нее определенной организации нервной деятельности. Этот человек должен был обладать абстрактным мышлением, быть изворотливым и изобретательным, при этом не обязательно он должен быть физически выносливым и сильным.

    Появление на сцене истории первых освобождённых от повседневного труда служителей культа — значительное событие в истории человечества, оно не менее важно для развития человечества, чем одомашнивание диких животных или открытие способов получения металлов.

    Первые служители культа стали двигателями прогресса в первобытном обществе. Они были обязаны знать и хранить обычаи рода, вместе с вождем создавать новые законы и организовывать религиозные праздники. Благодаря специфике работы, эти люди становились самыми образованными людьми в племени. Они вмешивались во все стороны его жизни: обязаны были знать особенности охоты, способы изготовления орудий труда и предметов культа, участвовать в воспитании детей. Главная их задача была в укреплении власти вождя и дисциплины в племени.

    С этого времени в обществе людей стало уже две личности, с которыми Высший Разум поддерживал специфическую связь в том или ином виде. В племени возникло двоевластие и стали возникать конфликты, борьба за власть. Эта борьба дала дополнительный толчок в развитии человеческого общества.

    Служители культа на протяжении всего развития человечества пытались ограничить власть вождя, пускаясь на различные ухищрения и хитрости. Вождь, который уже не мог существовать без служителей культа, был вынужден считаться с их претензиями на власть и порой шел на значительные уступки. Несмотря на постоянную борьбу за влияние на племя, вождь и служители культа выступали единым фронтом, когда стоял вопрос об укреплении их власти над племенем.

    С момента появления освобожденных от повседневных забот служителей культа можно говорить о возникновении религии. Только теперь стало возможно создавать устойчивые традиции и законы и хранить приобретенные знания.

    У Высшего Разума появилась возможность через служителей культа осуществлять намеченную программу преобразования общества. Для этой задачи они подходили больше, чем вожди племени, так как в руках служителей культа были мощные рычаги управления соплеменниками, они в большей степени, чем вожди, могли управлять повседневной жизнью человека в племени. Именно они являлись инициаторами многих гласных и негласных законов, направленных на организацию жизни в роде и племени.

     

    Возникает вопрос:

    Есть свидетельство того, что храмовый комплекс в Гёбекли-Тепе играл ключевую роль в жизни жителей Малой Азии?

     

    Глава 4

    Храм предков в Гёбекли-Тепе

     

    «Гёбекли-Тепе — храмовый комплекс, расположенный в 8 километрах к северо-востоку от города Шанлыурфа (Эдесса), в Юго-Восточной Анатолии (Турция).

    На сегодняшний день храмы Гёбекли-Тепе представляют собой древнейшие культовые сооружения. Их строительство началось ещё в мезолите и продолжалось несколько тысяч лет.

    Храмовые комплексы Гёбекли-Тепе

     

    В древнейшем слое (слой 3) найдены Т-образные колонны до 3 м в высоту, соединённые стенами из необработанного камня в округлую или овальную в плане постройку. Аналогичные колонны устанавливали в центре сооружения. Колонны храмов украшены резьбой по камню в виде животных и абстрактных пиктограмм. Среди узнаваемых изображений — львы, быки, кабаны, лисы, газели, змеи и другие рептилии, насекомые, паукообразные, птицы, чаще всего грифы, и водоплавающие.

    Изображения грифов связывают с особенностью местного культа; предполагается, что мертвых не хоронили, а оставляли на съедение грифам, а их головы отделяли от туловища и хранили как предмет культа. Изображений человека немного, среди них — изображение обезглавленного тела, окружённого грифами. На Т-образных колоннах имеются также изображения рук, возможно, обозначающих людей. В храмах устанавливали скульптуры кабанов и лис.

    Полы в храмах из обожжённого известняка с низкими каменными скамьями вдоль стен.

    Статуэтка из Гёбекли-Тепе

    В храмах найдено множество кремневых артефактов (преимущественно наконечники стрел и скребла), а также кости животных. Предполагается, что храмовый комплекс был объектом паломничества для людей, обитавших за сотни километров от него. Здесь происходили ритуальные действия и, возможно, жертвоприношения. При храме постоянно жило некоторое количество служителей культа.

    Всего вскрыто четыре таких сооружения диаметром от 10 до 30 м. По данным геофизических исследований, в недрах холма скрыто ещё 16 таких сооружений. Камень добывали поблизости, выламывая его при помощи каменных клиньев. В каменоломнях найдено несколько незаконченных колонн, длина которых достигала 9 м.

    Датировка исследованной части относит конец слоя 3 к IX тысячелетию до н. э., а его начало — к X тысячелетию до н. э.

    В начале VIII тысячелетия до н. э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан. Кем и почему это было сделано, неизвестно.

    Слой 2 соответствует периоду 7500–6000 лет до н. э. В эту эпоху над засыпанными древнейшими сооружениями были построены четырёхугольные залы с полами из полированного известняка. Верхние слои повреждены выветриванием и позднейшим земледелием.

    Слой 1 — самый молодой. Он не содержит следов строительной деятельности и состоит, преимущественно, из наносов, возникших вследствие естественной и вызванной человеком при вспашке эрозии, когда унесенный материал скапливался у подножья склона.

    Между стелами в храмовом комплексе были расставлены каменные скамьи, на верхушке холма найдены залежи костей животных и птиц, которых, видимо, ели собравшиеся на холме гости. При этом в Гёбекли-Тепе нет ни жилья, ни погребений». (Википедия)

    Подвестка черепа в Гёбекли-Тепе

    Сразу же по прибытии на новую родину в Малую Азию из Африки жрецы стали организовывать святилище, где их соплеменники могли бы поклоняться духам великих предков. Подходящим оказалось место, имеющее современное название «Пузатый холм» на Армянском нагорье в Турции. Жрецы организовали в Гёбекли-Тепе единый для всех родов религиозный комплекс: город предков. У каждого рода были свои святые предки, и поэтому каждый род приступил к строительству своего святилища. В святилище они выставляли свои главные святыни: черепа предков. Каждый род для этой цели делал массивные каменные столбы Т-образной формы. Наверху у многих столбов делали выемки, в которых либо вставляли статуи предков, либо головы, сделанные из черепов предков. Как они выглядели, когда их выставляли в храме, мы не узнаем, так как многие головы делались из недолговечных материалов.

    Погребений в Гёбекли-Тепе нет, но фрагментов человеческих костей найдено почти 700. Из них 408 — кости черепа. На сорока видны следы надрезов, похожие друг на друга и процарапанные острым каменным орудием бороздки. В теменной кости одного черепа просверлено круглое отверстие, и на том же черепе сохранилось пятно охры (то есть его окрашивали). Гладкие края бороздок указывают на то, что их процарапали вскоре после смерти владельцев черепов.

    Исследователи из Германского археологического института полагают, что тот череп, в темени которого просверлена дырка, могли подвешивать.

    Европеоиды проводили первые опыты по бальзамированию умерших ещё тогда, когда они жили в Северной Африке. После смерти у вождей и жрецов отрезали голову, её обрабатывали определённым образом и в виде черепа, вероятно, иногда инкрустированного вставками, устанавливали в своих святилищах. Тело умершего без головы выставляли на специальных площадках вне селения на съедение грифам. Затем кости собирали и хоронили.

    Черепа христиан в Палестине

    Через тысячелетия в Египте довели процесс бальзамирования усопших до совершенства, уже бальзамируя все тело.

    Но сама идея сохранять черепа и кости умерших жрецов фактически перешагнула тысячелетия: в христианских монастырях содержат не только мумии усопших святых, что однозначно заимствовано из Египта, но и их черепа.

    Я сфотографировал выставленные для общего обозрения черепа умерших монахов в Палестине в монастыре у Мертвого моря, а также в христианском монастыре в Румынии.

     

    Обучение в райских садах. Худ. Жан Эффель

    В Таиланде в религиозной общине в глухом лесу на Краби я обнаружил как святыню скелет усопшего жреца. Маловероятно, что тайцы знали об опытах европеоидов, но идея поклоняться костям умерших предков прослеживается и там. Это однозначно говорит о том, что законы развития человечества едины.

    Черепа монахов в Румынии

    Храмовый комплекс Гёбекли-Тепе был храмом предков, обслуживали его жрецы. Здесь же производились опыты по бальзамированию усопших, жрецы руководили строительством и модернизацией храмов, при храмах были камнерезные мастерские. Жрецы были инициаторами и организаторами различных мистерий. Здесь же велись наблюдения за небом, и, вероятно, появились первые опыты по созданию календаря.

    О том, как проводились эти мистерии, можно судить по фрескам из пещеры Аддаура в Сицилии (см. рисунки в главе «Район образования белой расы — дно Средиземного моря»).

    Хочу обратить внимание, что у танцующих вокруг каменных истуканов мужчин половые органы явно выражены и эрегированы. Это связано, прежде всего, с поклонением мужской силе, а также со смертью, так как во время смерти мужской половой орган эрегирует. Вероятно, у европеоидов был культ поклонения фаллосам. Каменные фаллосы, которые были объектом поклонения, я видел в музее в Ереване.

    В храмах установлены Т-образные столбы, изначально они использовались как подставки под голову могучего предка и выглядели в виде креста (см. рисунки к главе «Район образования белой расы — дно Средиземного моря»), затем, когда число заслуженных людей стало возрастать, они превратились в каменные полки на подставках. На этих каменных монументах устанавливали черепа сверху и подвешивали к ним черепа. Вероятно, древние люди считали, что душа предка вселяется в этот могучий каменный столб и живет вечно, так как на одном из столбов обозначены

    руки человека, а также шакал, которого ошибочно исследователи принимают за лисицу.

    Изображения шакалов часто встречаются в храмовом комплексе, к нему особое отношение: он символизирует потусторонний мир и является прообразом египетского бога Анибуса.

    Анибус — бог, защищающий покойных, он представляет их для суда в загробном мире.

    Когда европеоиды выставили на съедение грифам тела своих покойников, рядом с обеденным столом грифов неизменно появлялись шакалы, в рацион питания которых также входит падаль.

    Египетский бог Анибус

    У европеоидов египтяне унаследовали представления не только о загробной жизни, но и о священных животных. У египтян многие животные считались священными, и многие боги египтян имели головы животных.

    Думаю, не следует искать мистическое начало в каждом изображении, найденном в храмовом комплексе. Люди жили в реальном мире, верили в особую миссию своих предков, в загробную жизнь и божественные силы, проявляющие себя через природные явления, обожествляли животных за их особые свойства. Но в то же время их мир, изображенный на камне, — это земной мир, а не звездное небо, как утверждают некоторые исследователи.

    Изображение карты на камнях в Гёбекли-Тепе

     

    Гёбекли-Тепе на карте

    Люди, построившие этот храмовый комплекс, жили в многочисленных поселках верхнего течения Евфрата и Тигра. Археологи отмечают, что изначально люди преимущественно занимались охотой и собирательством, но постепенно эти виды их деятельности в связи с развитием практики животноводства и земледелия стали отходить на второй план.

    В радиусе 150 километров от Гёбекли-Тепе при раскопках древних поселений находят камни с символами, похожими на символы в храме. Три тысячи лет позднее в сотне километров к югу от Гёбекли-Тепе жители поселения Саби-Абиад запечатывали кувшины и горшки со своими запасами и кладами печатями, имеющими значки из храмового комплекса.

     

    Возникает вопрос:

    Что пишут археологи о мезолите на Ближнем Востоке?

     

    Глава 5

    Мезолит на Ближнем Востоке

    Переселенцы из Северной Африки в поисках удобных мест для проживания заселили значительное пространство в Малой Азии (от Палестины до берегов Каспийского моря), и связь между отдельными родами со временем стала ослабевать. Религиозный комплекс в Гёбекли-Тепе, объединявший их, потихоньку утрачивал свое значение. В отдаленных местах стали появляться свои, местные традиции.

    Скупые сведения о жизни людей в мезолите, известные благодаря археологическим раскопкам, рассказывают об обособлении людей в отдельных регионах.

    Наибольшего развития получили два региона: Левант, где получила развитие натуфийская культура, и север Ирака, где на значительном удалении стала развиваться шанидар-карим-шахирская культура.

    Невалы-Чори и другие поселения мезолита в верховьях Тигра и Евфрата

    В верховьях Тигра и Евфрата в относительной близости от селения Гёбекли-Тепе обнаружено и хорошо изучено поселение Невалы-Чори.

    «Археологи отмечают, что люди здесь жили в 10–9 тыс. до н.э. Жили они в поселках. В поселении Невалы-Чори обнаружено 29 домов. Стены сложены из известняка и покрыты густым раствором глины с добавками, в помещениях иногда фиксируется штукатурка. Подпол делился перегородками на каналы, с которыми связаны водосточные желоба. В домах и между ними известны углубления, выложенные галькой, — это очаги.

    Под полами многих домов обнаружены погребения, в основном коллективные. Встречаются полные скелеты (вытянутые на спине или в позе эмбриона, иногда без черепов или с камнем на месте черепа).

    Всего в Невалы-Чори обнаружены фрагменты скульптур антропоморфных существ, птиц, существ смешанного типа.

    Найдены также фрагменты каменного сосуда с рельефным изображением двух человеческих фигур, стоящих с поднятыми руками и расставленными ногами (предположительно — в ритуальном танце) по бокам от черепахоподобного существа; известняковая пластина с вырезанным рисунком трёх бегущих людей.

    Среди найденных кремневых изделий преобладают лезвия-вкладыши; черешковые и овальные наконечники стрел, скребки, свёрла, долота. Из камня (известняк, базальт, мрамор, стеатит) делали плитки, песты, ступы, тёрочники, «утюжки» с поперечным желобком, сосуды, «камни для пращи», бусы.

    В основе хозяйства — охота (на газель, зубра, кабана, оленя, лань, дикого осла и др.) и собирательство (фисташки, миндаль, виноград и др.). Есть свидетельства раннего земледелия (пшеница-двузернянка, чечевица, горох), разведения коз и овец.

    Материалы Невалы-Чори и других памятников в верховьях Евфрата (например, Бирис-Мезарлыгы, Сёгют-Тарласы) и Тигра (Халан-Чеми, Немрик и др.) свидетельствуют о переходе к оседлому образу жизни, появлении элементов производящей экономики».

    (Т. В. Корниенко. «Первые храмы Месопотамии»)

    В северо-западной части поселения Невалы-Чори расположен культовый комплекс, в котором различают три последовательных археологических слоя. Два верхних имеют цементные полы, которые в древнейшем слое не сохранились. Аналогичное покрытие пола известно в Гёбекли-Тепе и Чайоню. В стены встроены колонны, похожие на такие же в Гёбекли-Тепе, две отдельно стоящие колонны 3 м высотой расположены в центре храма. Потолки предположительно были легкими и плоскими.

    В помещениях найдены многочисленные скульптуры из известняка, включая человеческие головы с пучком волос. Кроме них имеются изображения птиц, на некоторых колоннах вырезан рельеф, в котором различимы человеческие руки. Подобные изображения встречаются и в Гёбекли-Тепе.

    Кроме каменных скульптур найдено несколько сотен фигурок людей около 5 см в высоту из обожженной глины, что указывает на использование керамики в сакральных целях еще до появления глиняной посуды.

     

    Натуфийская культура

    Когда говорят о мезолите, то, прежде всего, говорят о натуфийской культуре.

    Периоды существования этой культуры различны в разных источниках: однозначно, что у ученых нет единого мнения в этом вопросе.

     

    1-й источник: натуфийская культура — археологическая культура 13–10 тыс. до н.э. на территории Леванта.

    2-й источник: натуфийская культура — археологическая культура мезолита 10–8 тыс. до н.э.

    3-й источник: натуфийская культура датируется второй половиной 11 – 8 тыс. до н.э.

    4-й источник: натуфийская культура существовала на территории Леванта около 12 500–9500 лет до н.э.

    5-й источник: натуфийская культура — 10 000 до н.э. – 7000 до н.э. на территории Израиля, Ливана, Сирии.

    (Википедия)

     

    Натуфийская культура на карте

    Разброс датировок вызван тем, что фактически существовало две культуры на обозначенной территории. Первая культура возникла в 13 тыс. до н.э. и вызвана была волной переселенцев из Северной Африки в то время, когда климат стал меняться, а Северная Африка и Левант стали пригодными местами для проживания людей.

    Вторая волна переселенцев во время глобальной экологической катастрофы в середине 10 тыс. до н.э. достигла территории Леванта и обосновалась там.

    В. А. Шнирельман, автор работы «Натуфийская культура (обзор литературы)», исследовавший проблему ее датировки, писал:

    «В связи с отсутствием каких-либо параллелей датировка натуфийской культуры долгое время вызывала затруднения. При датировке необходимо учитывать, что требовались тысячелетия, прежде чем в результате селекции на зернах злаков появились столь явные следы генетических изменений, которые зафиксированы на ряде памятников докерамического неолита (мезолита). Это позволяет датировать процесс перехода к производственному хозяйству 11–8 тыс. до н.э., а возможно, он начался и несколько раньше».

    «Происхождение натуфийской культуры остается загадкой. Ученые подчеркивали отсутствие связей с предшествующим периодом».

    В общем, датировка натуфийской культуры, предложенная Шнирельманом, совпадает с датировкой, определенной мной (см. положения «Теории эволюции жизни во Вселенной»).

    Переходный период от нижнего палеолита к мезолиту с 10 200 г. до н.э. до 9000 г. до н.э. Продолжительность мезолита — 9000 г. до н.э. – 7800 г. до н.э.

    Приложение

    Археологические справочники о натуфийской культуре

     

    Натуфийская культура, археологическая культура мезолита, существовавшая в 10–8-м тыс. до н. э. главным образом на территории исторической области Палестины, а также частично на территории современной Сирии и Южной Турции.

    Натуфийцы жили в пещерах, иногда в поселениях под открытым небом, в полуземлянках со стенами, облицованными смесью глины с песком или мелкими камнями. На позднем этапе строились и наземные дома с каменной вымеской пола. На полу, как правило, один очаг. Иногда искусственные дома сочетались с жилыми естественными гротами.

     

    Погребения совершали в заброшенных домах, под полами жилых домов, рядом с ними (в ямах), в пещерах. Иногда на могилы клали камни известняка. Трупоположения — на спине в разных позах или скорченные на боку. Иногда для усопшего изготовлялось ложе из раковин, с ним клали украшения, убитых животных и птиц или их части. Есть захоронения собаки или щенка рядом с человеком. Одного из похороненных сопровождал наиболее богатый набор украшений (диадемы, ожерелья, подвески, браслеты из раковин, кости, зубов животных). Погребения часто посыпали охрой.

    Появляются шлифованные топоры, костяные наконечники гарпунов, рыболовные крючки. Некоторые предметы из кости и камня имеют орнамент в виде сетки, зигзагов, волн. Роговые, костяные, деревянные рукоятки ножей-серпов тщательно обработаны, иногда их концы украшены резными головками животных (в основном оленят).

    Для культуры характерны кремневые микролитические орудия геометрических очертаний (микролиты), кремневые вкладыши для серпов и жатвенных ножей, ступки и песты для растирания зёрен, костяные гарпуны и рыболовные крючки.

    Есть каменные, деревянные, костяные, роговые фигурки газелей и др. животных, редко — людей. Некоторые виды раковин привезены за сотни километров; найден обсидиан из Анатолии.

    В основе хозяйства — охота (главным образом газель, реже — олень, дикий бык, кабан), рыболовство, собирательство (дикая пшеница, бобы, миндаль, жёлуди, фисташки).

    Ножами-серпами срезали тростник для циновок, корзин, строительства. Есть экземпляры, которыми срезали злаки (очевидно, не дикие, колос которых слишком ломок, а зерно при жатве рассыпалось бы), что рассматривают как свидетельство начала культивации растений. Подтверждение тому находят и в эволюции ножей (от прямых к изогнутым), наличии каменных мотыжен для рыхления земли, специальные орудия для дробления зерна в виде базальтовых пестов и таких же каменных ступок. Обитатели пещеры выдолбили у самого входа в неё глубокие круглые ямки в скале, которые служили в качестве «амбаров» для хранения зёрен.

    Многие исследователи допускают возможность возникновения древнейшего в мире примитивного земледелия уже на стадии натуфийской культуры. (Википедия)

    Об одомашнивании животных — ни слова, ни слова о козах, овцах, быках.

    Можно предположить, что люди, заселившие в древности Палестину, не занимались скотоводством, а мясную пищу добывали охотой на газелей и оленей. То есть неверно мое предположение о том, что их предки жили в Северной Африке и пасли стада овец ещё в палеолите.

     

    В. А. Шнирельман писал:

    «Прямых свидетельств одомашнивания животных в натуфийских материалах нет, но можно предположить, что этот процесс начался, поскольку в докерамическом неолите Иерихона установлено одомашнивание козы».

     

    Но почему же так мало свидетельств о существовании одомашненных коз и овец предоставляют нам археологи, тщательным образом исследовавшие эту археологическую культуру? Возможно, в это время, в этом регионе по каким-то причинам содержать стада коз и овец было не выгодно. Например, потому, что они уничтожали злаковые культуры, которые являлись основным источником питания. У натуфийцев было ограниченное количество домашних животных, следы которых обнаружить трудно, так как, вероятно, уже в это время все отходы жизнедеятельности, включая кости животных, использовали как удобрение. То, что были найдены кости газелей и оленей, объясняется тем, что людям приходилось спасать свои злаковые поля от диких животных, пытавшихся там пастись, охотясь на них.

    В 10 тыс. лет до н.э. и даже раньше, когда предки натуфийцев жили в Северной Африке, произошло разделение людей по роду занятий. В 13–10 тыс. до н.э. людей по добыче основных средств к существованию можно было разделить на четыре категории: охотники-собиратели, рыболовы-собиратели, земледельцы и скотоводы.

    И эти общины людей жили в близком соседстве, знали друг друга и вели непримиримые войны за территорию.

    Это разделение между людьми, занимающимися скотоводством и земледелием, можно обнаружить, читая работу В. А. Шнирельмана. Он пишет:

    «В Иудейской пустыне по каким-то причинам перехода к прочной оседлости не произошло. Все памятники, как правило, имеют небольшой культурный слой. Не исключено, что здесь были временные деревянные хижины, остатки которых зафиксировать не удалось».

    Это не удивительно, так как люди, которые жили здесь, уже в те времена занимались скотоводством и перегоняли стада баранов с пастбища на пастбище. С тех времен их быт не многим изменился, и сейчас в Иудейской пустыне встречаются поселения бедуинов, которые пасут, как и 10 тыс. лет назад, баранов. Деревянных жилищ у них никогда не было, они неудобны при кочевом скотоводстве, были палатки.

    В. А. Шнирельман пишет о поселении в Палестине, жители которого занимались земледелием:

    «В отличие от более северных памятников натуфийской культуры в эль-Ваде наряду с малым числом концевых скребков и резцов найдено колоссальное количество микролитов; относительно многочисленной категорией являются вкладыши жатвенных ножей в пещере Кебара, расположенной в 15 км к югу от эль-Вада, вкладышей более 1000, а сегментов — 500 , что говорит о значительной роли собирательства диких злаков».

    Бедуины в Иудейской пустыне

     

    Шанидар-карим-шахирская культура

    В это же время на севере Ирака существовал другой регион, где уже перешли от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (скотоводство, земледелие).

    Безусловно, прибыв из Африки, европеоиды осваивали изначально Палестину, а затем распространились по всей Передней Азии. Согласно хронологии, европеоиды из Северной Африки в конце 10 тыс. до н.э. обосновались в Палестине и Северном Ираке практически одновременно, и развитие этих культур шло параллельно.

    На севере Ирака возникла шанидар-карим-шахирская культура (наиболее исследована стоянка Зави-Чеми-Шанидар). В советской археологической литературе именно эту культуру называют местом, откуда начала свое развитие культура мезолита, где изначально были культивированы злаки и приручены козлы и бараны. Именно это исток цивилизации европеоидов.

    «Шанидар-карим-шахирская культура — археологическая культура эпохи протонеолита, возникшая около 9000 г. до н.э. в северо-восточном Ираке >Иракский Курдистан) и существовавшая на протяжении тысячелетия. К её наиболее известным памятникам относятся пещеры Зави-Чеми>

    Курдистан был одним из центров возникновения первобытного земледелия, поскольку здесь были распространены дикорастущие злаки (в основном пшеница-двузернянка) и животные, получившие в дальнейшем сельскохозяйственное значение; козы, овцы. Окультуривание растений привело к тому, что их стали выращивать и за пределами их исторической родины.

    Культура, названная по двум основным памятникам Шанидар и Карим

    Шахир, — является древнейшей известной культурой протонеолита, предшествующей другим культурам раннего неолита в Анатолии. Жилища были сезонными: зимой люди жили в пещерах, летом — в круглых домах диаметром около 4 метров, сложенных из крупных камней.

    Около 8000 г. до н.э. протонеолит в Ираке сменяется новым этапом ранним неолитом. Шанидар-карим-шахирскую культуру вытесняет более развитая культура Джармо

    ». (Википедия)

    Зави-Чеми-Шанидар — поселение в Северном Ираке. Большое количество найденных здесь костей овцы имеет признаки доместикации (радиоуглеродная датировка — 8900 г. до н.э.). Присутствие серпов и зернотерок говорит о сборе растений, вероятно, диких. Часть года люди жили в непрочных хижинах, остальное время — в пещерах. В кремневом инвентаре преобладают микролиты. Вкладыши закреплялись в костяных основах. Судя по анализу пыльцы, население З.-Ч.-Ш. стояло у истоков разведения культурных растений. (Уорвик Брей, Дэвид Трамп. «Археологический словарь»).

    Зави-Чеми, возможно, использовалось только часть года, а расположенная вблизи пещера Шанидар служила более надежным убежищем во время суровой зимы. Овальные или круглые каменные основания жилищ поселения имели очаги. Стены этих хижин или домов были из обмазанных глиной плетней. Найдены следы тростниковых циновок или корзин, обнаружены ямы для хранения запасов.

    Зернотерки, ступки и пестики позволяют предполагать, что жители употребляли в пищу желуди, ягоды, орехи, бобы или хлебные злаки. Некоторые из каменных тёрочников (пестов) предназначались для измельчения охры.

    Красная охра, тёрочник и ожерелье из мелких бус найдены в пещере Шанидар, в погребении молодой женщины, лежавшей в скорченном положении. Это погребение не было единственным в Шанидаре: здесь найден целый могильник с 28 захоронениями. Каменные стенки и дугообразные выкладки, кажется, связаны с культом мертвых.

    Высоко была развита каменная индустрия. Оббитые кремневые клиновидные топоры с полированными лезвиями применялись как плотничьи орудия, а более грубые топоры могли использоваться при возделывании земли. Цельные вкладыши вставлялись в костяные основы; в одном погребении в Шанидаре найден костяной нож длиной 20 см, а в поселении Зави-Чеми обнаружена несколько более длинная основа для серпа.

    О существовании торговли говорит использование обсидиана, привозимого с севера, и битума, которым укреплялись в основах каменные вкладыши: он доставлялся с юга, по крайней мере, за 160 км. Особенно интересны украшения: бусы и подвески из камня разных пород — стеатита, порфира, известняка, мрамора (?) и даже меди; шиферные подвески с гравированным орнаментом, каменные кольца и браслеты из Карим Шахира и желобчатые полировальные плиты или выпрямители древков стрел.

    Меллаарт. «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока»)

    Хочу обратить внимание на исследование ученых, описанное в книге Г. Н. Матюшина «У колыбели истории», где однозначно доказывается, что с овцеводством жители стоянок в Зави-Чеми-Шанидаре были знакомы изначально, то есть с момента поселения в этих местах в конце 10 тыс. до н.э. Привожу доводы, изложенные Матюшиным в его книге:

    Шанидар и Джармо встречается большое количество костей овец, коз. Домашние это или дикие животные? При сравнении оказалось, что если в позднепалеолитических слоях пещеры Шанидар (зарзийская культура) употребляли в пищу коз и козлов и совсем не ели козлят, то половина съеденных в поселениях Зави Чеми Шанидар животных моложе одного года. Причем в пещере Шанидар самцов и самок было поровну, то в поселениях Зви Чеми Шанидар преобладали самки. Если на ранних стоянках трудно было собрать целый скелет животного, то в поселении Зави Чеми Шанидар скелеты, как правило, были целые и невредимые.

    Чем объяснить такую разницу?

    Многолетние исследования поселений животноводов показали, что такое соотношение бывает всюду, где сравнивают останки диких и домашних животных. Это и понятно, так как при естественном размножении у диких животных самцов и самок поровну, среди домашних животных преобладают самки. Среди убитых на охоте преимущественно зрелые животные, а в домашнем стаде человек не ждет, когда животное состарится. Да и мясо молодняка вкуснее. Убив на охоте где-то, иногда далеко от жилища зверя, человек тут же разделывает его и часть съедает. Тащить домой всю тушу было тяжело. Поэтому в поселениях охотников и не хватало костей в скелете коз и других животных. Домашних животных убивали тут же на поселении, и поэтому скелет весь здесь и оставался.

    И ещё одно доказательство, что кости, найденные в Зави Чеми Шанидар, принадлежат домашним животным. В палеолитических слоях пещеры Шанидар обнаружены кости тех же животных — козы, овцы, но не в том же соотношении. А это важно. В пещере в палеолитическом слое 20 % костей барана и 80 % козла. В Зави Чеми Шанидар наоборот, костей барана 80 %, а козла 20 %, когда в диком состоянии в этих краях водится примерно 4:1 соотношение диких козлов к баранам. Баран был приучен, а козел ещё нет».

    Однозначно, с начала развития культуры Зави Чеми Шанидар во второй половине 10 тыс. до н.э. овцы уже были приучены. Подтверждают эти выводы и данные радиоуглеродного анализа.

    «Одомашненные овцы появились в нижнем слое поселения Зави Чеми, что датируется 8900 или 9200 гг. до н.э.»

    (Джеймс Меллаарт. «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока»)

    Все изложенное выше убеждает меня, что одомашнивание животных и земледелие — это не изобретение людей, живших на Ближнем Востоке, они переселились в эти края из Северной Африки во второй половине 10 тыс. до н.э. уже знакомые с земледелием и животноводством.

    В мезолит благодаря мезолитической революции происходит рост производительности труда, возникает возможность при производительном хозяйстве прокормить на ограниченной территории большее количество населения, чем занимаясь охотой, собирательством или рыбной ловлей.

    Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей.

    В мезолите уже была родовая община, в которой главой рода была женщина.

    Появляется естественное (между полами) разделение труда, которое постепенно становится всё более чётким: к разделению труда по половому признаку добавляется разделение по возрасту.

    Женщина была хранительницей домашнего очага, который являлся центром жизни рода.

    В силу неупорядоченности семейно-брачных отношений родство достоверно устанавливалось по линии матери — так называемый матрилинейный отсчёт родства.

    У людей, занимающихся повседневным трудом, появилось больше свободного времени, возможность иметь излишки продуктов питания и содержать людей, освобождённых от повседневных усилий для добычи пропитания. Старики стали меньшей обузой, чем раньше. У них появилось социально значимое занятие: воспитание подрастающего поколения, они стали хранителем знаний, накопленного опыта. Осознание себя как личности привело к попыткам осмыслить происходящее. Возникла потребность создать правила общежития, и эти правила вылились во всевозможные табу.

    Возникает вопрос:

    Что известно ученым о тех ограничениях, которые существовали у первобытных людей?

    Глава 6

    Сексуальные и другие табу в первобытном обществе

     

    «В первобытных обществах существует большое количество самых разнообразных половых табу».

    (Ю. И. Семенов. «На заре человеческой истории»)

     

    В мезолите формируются общие нормы и правила поведения, которые закрепляются в виде религиозных запретов и табу. Нарушители общественных норм подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе.

    Высший Разум воздействовал на безликую людскую массу через вождей, наделённых неограниченной властью над соплеменниками.

    Одним из способов воздействия на людей было ограничение их свободы путём введения всевозможных запретов.

    Ограничивались прежде всего животные потребности человека, то есть естественные потребности.

     В райских садах. Худ. Жан Эффель

    Ограничен был дикарь и в возможности удовлетворить свои сексуальные потребности. Вводились также пищевые и имущественные ограничения. Более того, дикарь не мог распоряжаться своим свободным временем.

    Высший Разум в программу развития человека закладывал реакцию дикаря на нарушение запретов, и человек испытывал сильнейший дискомфорт от одной мысли, что он может нарушить табу, а после нарушения табу испытывал сильный страх.

    Табу — очень жесткая форма управления обществом, более жесткая, чем управление людьми посредством законов.

    >Большая часть запретов — в сфере половых отношений, и главный из них — экзогамия. Экзогамия — требование вступать в брачные (сексуальные) отношения только вне данной социальной группы и, соответственно, запрет половых отношений между родственниками: братьями и сестрами, между детьми и родителями. Существовал также запрет на внебрачные отношения.

    Сейчас мы можем оценить, какое громадное значение для становления человеческого общества имели эти запреты. В брак должны были вступать люди, воспитанные в разных группах, то есть имеющие разный опыт выживания в сложных условиях, решения социальных проблем, ведения домашнего хозяйства и изготовления предметов быта.

    Кроме этого, вступление в брачные отношения требовало от молодёжи значительных усилий при поиске партнеров. Не всегда мирно молодые мужчины могли удовлетворить свои сексуальные потребности и, в конечном счете, потребность иметь свою семью. Для того чтобы создать семью, молодой мужчина должен был украсть себе невесту из соседнего племени. До настоящего времени существуют обряды похищения невесты. Множество раз создавались на Земле отряды «самцов», единственная задача которых была похищение девушек у соседей. Характерно, что люди хорошо знали судьбу девушек своего племени — быть украденной после достижения половой зрелости. Несмотря на это, юноша из соседнего племени при попытке украсть девушку мог не только быть избитым, но и лишиться жизни, не прояви он при охоте за невестой достаточной сноровки. Постепенно эти отношения примут более цивилизованные формы.

    Суд над Адамом и Евой. Худ. Жан Эффель

    В соответствии с предположением Семёнова, агамный запрет был фундаментальным принципом поведения людей в родовом обществе. Людей, осмелившихся нарушить агамные запреты, неизменно убивали соплеменники. Убийство сородича соплеменники иногда прощали, нарушение агамного запрета — никогда.

    Первобытные люди предполагали, что нарушение запретов каким-то таинственным образом должно было навлечь на всех членов рода неведомую, но грозную опасность, и поэтому человек, нарушивший табу, для сородичей совершал самое тяжелое из возможных преступлений и должен быть жестоко наказан.

    В действительности на всех этапах эволюции первобытного общества нарушение агамии никакой реальной опасности ни для индивидуума, ни для коллектива не представляло. Опасность была, но она касалась не отдельного индивида, не отдельного рода, а человечества в целом — это опасность остановиться в своем развитии на примитивном уровне, опасность вырождения человечества, и действия Высшего Разума были адекватны грозящей опасности.

    Половые агамные запреты были не единственными запретами, регулирующими половые отношения в первобытном обществе. Существовали также охотничьи табу: запреты на половые связи перед запланированной охотой и во время нее. Запреты были и на половые связи во время коллективных хозяйственных работ и праздников.

    Запретов на определённом этапе развития человечества было настолько много, что нашим предкам с трудом удавалось сдерживать свои половые инстинкты, и нарушения полового табу неизменно были. Из этого щекотливого положения был найден выход в виде сексуальных ритуальных действий во время специфических праздников, предназначенных для снятия полового напряжения. Это были праздники с бурным, ничем не ограниченным общением полов.

    Не меньше, чем табу, свободу дикаря ограничивали требования вождя об обязательном участии в различных ритуальных действиях, направленных на объединение племени. Ритуал — важная часть жизни человеческого общества, он мобилизует творческую энергию коллектива и дает возможность каждому его члену почувствовать себя частью единого целого.

    Высшему Разуму необходим был опыт по организации коллективных действий людей. Благодаря ритуальным действиям человечество набиралось опыта по управлению большими группами людей. Управление людьми было невозможно без создания механизма, позволяющего эффективно регламентировать и контролировать жизнь. Таким механизмом стала религия.

     

    Приложение

    Почему отцы убивали своих дочерей?

     

    Как пишет Ю. Е. Березкин в книге «Голос дьявола среди снегов и джунглей»:

    «Иногда поводом для войны у индейцев было желание захватить женщин-пленниц, чтобы включить в собственный коллектив как наложниц или полноправных жен. Желание захватить женщин врага было важной побудительной силой, заставляющей воинов отправляться в поход. Сыновья от браков с иноплеменницами наследовали статус отца, это увеличивало мощь племени.

    Почему же была нехватка женщин в индейских племенах?

    Рождение сына повышало престиж матери в глазах соплеменников, так как из мальчика вырастал будущий войн, защитник. Что касается девочки, это плохо не само по себе, а откладывает на долгий срок надежду иметь сына. У индейцев женщины кормят ребенка грудью до трех лет.

    Поэтому у индейцев есть древний обычай, такой, какой был у многих народов (древних римлян, греков) — судьбу родившегося ребенка решал отец. Он, как правило, оставлял жить мальчиков, а убивал собственных дочерей.

    Смерть ребенка считалась легкой: его дух вернется назад, перевоплотившись в нового ребенка, если повезет — в желанного мальчика.

     

    Возникает вопрос:

    Что известно о мезолите в Азии и Америке?

    Глава 7

    Мезолит в Западной Азии и Америке

     

    Развитие человеческой цивилизации происходило по единому плану. Везде, где были благоприятные для развития людей условия, происходили характерные перемены.

    Период мезолита в Западной Азии (Китае), Юго-Западной Азии, Индии, Америке плохо изучен по объективным причинам.

    Мы можем судить о переменах, происходящих в период с 9-го до 7,8 тыс. до н.э., по некоторым косвенным признакам.

    Касательно Китая и Юго-Западной Африки: там произошло культивирование риса. Как утверждают археологи Китая — в 8 тыс. до н.э., но есть источники, которые указывают на то, что китайцы заимствовали опыт по выращиванию риса от жителей Юго-Восточной Азии. Исследователи утверждают, что в мезолит жители Юго-Восточной Азии культивировали несколько видов экзотических фруктов и банан.

    з животных ещё в 9 тыс. до н.э. в Китае и Юго-Восточной Азии была одомашнена свинья. В Индии в 8 тыс. до н.э. была одомашнена корова.

    В Южной Америке в мезолите существовали в Андах поселения с высокой культурой: там ещё верхнем протерозое выращивали картофель.

    «Зона высоких цивилизаций древности в Южной Америке занимала область Центральных Анд. С востока Центральные Анды ограничены лесами бассейна Амазонки, с запада — океаном. Это территории современного Эквадора, Перу и Боливии.

    Хозяйственная деятельность человека в Андах возможна вплоть до высоты 4,5 км. На плоскогорьях Центральных Анд, изолированных от влияния океана, расположены сухие горные степи и полупустыни, называемые пуной. Пуна делится на нижнюю, пригодную для земледелия, и верхнюю, пригодную лишь для выпаса скота».

    «Древние цивилизации Южной Америки»)

    К 8 тыс. до н.э. относится и выращивание первых культурных растений, прежде всего фасоли, картофеля, тыквы… Из животных была приручена лама.

    Возникает вопрос:

    Много говорят о мезолите Европы. Какие изменения в Европе происходили с 9-го по 7,8 тыс. до н.э.?

    Глава 8

    Мезолит в Европе и на Южном Урале

     

    «В мезолите возникло земледелие и скотоводство, а окончательную победу оно одержало в неолите.

    В Северной Европе ледник отступил не сразу, когда на Ближнем Востоке современные природные условия установились окончательно после потепления в 11–10 тыс. до н.э. В Европе капризы умирающего ледника задержали установление современных условий на 3–5 тысячелетий.

    На Урале, как и всюду в Европе, в мезолите не возникло земледелие (там оно было невыгодно), но было сделаны другие крупные открытия: усовершенствованы орудия ловли рыбы, что позволило перейти людям к оседлой жизни». (Г. Н. Матюшин. «У колыбели истории»)

    По мере того как территория Европы становилась пригодной для жизни в послеледниковье, она заселялась людьми с юга. Это были не обязательно земледельцы и скотоводы. В основном это небольшие группы людей — охотников, рыболовов и собирателей, уходивших в поисках добычи на север. Позже на юге Европы стали делать попытки приспособиться к условиям юга Европы скотоводы и земледельцы.

    В мезолит (9–7,8 тыс. до н.э.) температура Земли постоянно поднималась. В Европе ещё не растаял Скандинавский ледниковый щит, погода была неустойчивой: короткое похолодание наступало неожиданно после периода потепления. Ландшафт Западной Европы продолжал формироваться: образовывались новые озера, болота, реки, постепенно тундра зарастала лесом. Только в конце мезолита растаял Скандинавский ледниковый щит, и ландшафт и климат в Европе стали близки к современному состоянию.

    В Европе в этот период было мало постоянных и длительных стоянок. Охотники, собиратели, рыболовы жили в условиях, когда природа приносила непредсказуемые капризы.

    «Поселившиеся здесь охотники добывали в озёрах и на болотах водоплавающих птиц, в том числе гусей. Они ловили зайцев, охотились на лисиц, барсуков, а также на диких лошадей. Но главным источником их существования была охота на северного оленя, о чём свидетельствует большое количество костей, сохранившихся до нашего времени в соответствующих слоях. Среди этих костей имеются лопатки, пробитые ударом костяных гарпунов, — это показывает, что гарпун по-прежнему употреблялся как охотничье оружие.

    Характерной чертой большинства мезолитических культур Европы является обилие микролитов — орудий, сделанных из мелких пластин или отщепов и имеющих геометрические формы (треугольники, трапеции, сегменты и др.). Они чаще всего служили наконечниками стрел и метательных дротиков, но могли использоваться в качестве составных орудий.

    Мигранты с Ближнего Востока могли продвигаться на север и восток тремя путями — через Балканы, Кавказ и через Прикаспий и Среднюю Азию. Все эти пути достаточно ясно отражаются в калейдоскопе археологического материала времен мезолита – раннего неолита. Влияние передневосточных культур хорошо прослеживается в формах каменного инвентаря, особенно в формах геометрических микролитов».

    (Археология: Учебник под редакцией академика РАН В. Л. Янина)

    Скульптура рыбак с женой. Эстония.

     

    Приложение

     

    На Южном Урале в мезолите жили рыболовы

     

    «Многочисленные поиски мезолитических стоянок на Южном Урале по берегам рек не дали значительных результатов. Большинство открытых мезолитических стоянок было у озер.

    Почему же в мезолите население Урала стало предпочитать для поселения озера? Ответ не труден: рыба. Озера Урала, как показали исследования XIX века, — неисчерпаемый источник рыбы. Рыбы здесь растет впятеро больше, чем в реках.

    Озера и сейчас богаты рыбой. Вероятно, в мезолите рыболовство становится одним из главных источников пропитания для населения Урала. Об этом говорят находки на мезолитических поселениях Урала. Среди них различные орудия рыболовства. А самое примечательное — на позднемезолитических стоянках Южного Урала появляется большое количество крупных грузил. Судя по грузилам, сети были в это время уже большими. Ловить ими рыбу можно было только с помощью лодок.

    Интересно, что в конце мезолита вместе с микролитическими орудиями появляются и первые крупные макролитические орудия. Они использовались для изготовления топоров, топоры насаживали на деревянную рукоятку. Топор использовался вместе с долотом и теслом для обработки дерева. Обработка дерева становилась важным занятием: так как делали необходимые для рыболовства лодки, а также деревянные сани, лыжи.

    Деревообрабатывающие орудия говорят о том, что основным занятием к концу мезолита не только на Урале, но и всюду в Европе становится рыболовство. При раскопках на многих стоянках Европы найдены костяные наконечники-гарпуны, прочно воткнувшиеся в череп или позвоночник щуки, следовательно, на крупную рыбу охотились так же как, как и на зверя. Появляются в это время и рыболовные крючки. Но все же больше всего пищи давала ловля с помощью сетей.

    Сети впервые появились в мезолите. Найденные при раскопках остатки сетей показывают, что они изготавливались из ниток — коры волокнистых растений. Сети очень похожи на наши кошельковые неводы.

    Орудия мезолита в рыбацких селениях

     

    Один конец такого невода держали на берегу, в это время сеть с лодок сбрасывали в воду, стараясь охватить как можно большее пространство. Затем лодка со вторым концом сетей подплывала к берегу, и оба конца рыбаки дружно тянули на берег. Улов был богатым. Рыба становилась главной пищей жителей озер Южного Урала в конце мезолита. Удочки, гарпуны, лодки, сети позволяли человеку иметь устойчивый и постоянный источник пищи на берегу озер и морей и отказаться от бродячего образа жизни».   (Г. Н. Матюшин. «У колыбели истории»)

     

    Возникает вопрос:

    Какие фундаментальные открытия произошли в мезолите?

  • главная