Меднокаменный век в Приднестровье и Дунайско-Днепровской низменности. (Книга "У истоков человеческой цивилизации")
  • начало
  • Книги писателя Лимарева В.Н.

    Часть 12

    Меднокаменный век в Приднестровье и Дунайско-Днепровской низменности

     

    Энеолит в Юго-Западном Причерноморье

     

    Глава 1

    Юго-восточная Европа — война между земледельцами и скотоводами

     

    1. Благодатный край

     

    Трипольская культура . Магический знак

     

    В долинах рек Северного Кавказа и в междуречье между Днепром и Дунаем были хорошие условия для возникновения скотоводческо-земледельческой культуры. Это был благодатный край, где культурные растения можно было выращивать не только в горных долинах, но и на низменности. Степи Приднепровья могли прокормить обширные стада животных.

    В этих районах в пятом тысячелетии до нашей эры выращивали пшеницу, ячмень, просо, бобовые и виноград. Разводили жители Приднепровья крупный и мелкий рогатый скот, свиней, коней. Занимались люди также охотой и рыболовством. Плодородная земля позволяла прокормить большие деревни (открыто археологами более 200). В деревнях встречались двухэтажные дома с печами, кухнями, пекарнями, кладовыми, подвалами.

    Трипольская культура Приднепровья, а также родственные культуры в Прикарпатье и на Дунае, в отрогах Кавказских гор бурно развивались в период между 6200–5000 гг. до н.э., опережая в своем развитии соседей в северном Иране.

    Но в конце шестого – начале пятого тысячелетия до нашей эры произошел кризис, вызванный неясными причинами, затем опять развитие культуры, в конце пятого тысячелетия — опять кризис. И новое возрождение в начале IV тыс. до н.э. Во время нового возрождения трипольской культуры формируется и развивается геоэтнос Аратта. Трипольская культура достигает апогея в своем развитии.

    Чем же были вызваны кризисные явления, периодически поражающие скотоводческо-земледельческие культуры?

     

    2. Скотоводы

     

    Трипольская культура . Магический знак

    О трипольской, сурско-днепровской, буго-днепровской культурах свидетельствуют многочисленные остатки поселений. По ним археологи судят о развитии этих культур. Но рядом с плодородными землями Днепра и Дуная существуют обширные степные просторы, которые породили скотоводческие культуры, которые также формировались на протяжении тысячелетий. Эти культуры практически не оставили после себя материальных свидетельств своего существования и поэтому изучены плохо. По большому счету их можно называть не сообществом людей, а симбиозом животного и человека. Человек и собака взяли на себя обязательство охранять скот от хищников и заботиться о его перегоне на новые пастбища с сочной травой. Ну, а травоядные животные благодарили человека, как могли, то есть кормили человека, снабжая молоком, мясом, шерстью. В скотоводческих хозяйствах судьба человека и животного тесно переплеталась. Тот и другой зависели друг от друга.

     

    Хлопотное дело — содержание скота, по крайне мере, не менее хлопотное, чем выращивать пшеницу. Человек вынужден постоянно скитаться с табунами по просторам степей в поисках новых пастбищ и проводить время в постоянных конфликтах с такими же, как он, скотоводами в борьбе за лучшие пастбища. Особенно тяжело переживались сюрпризы погоды. Если вдруг в степи наступала засуха, то не вырастало достаточно травы, скот приходилось активно перегонять с места на место. Зато в благодатные годы скот хорошо плодился, и росло население скотоводческих хозяйств.

    Археологи свидетельствуют, что поселки трипольской культуры были обнесены валом, высказывая при этом весьма неубедительное предположение, что люди в древности защищались от диких зверей. На самом деле были более опасные соседи — скотоводы.

     

    1.      Голодные годы

     

    В засушливые годы наиболее пострадавшими участками были степи в Казахстане, и люди в поисках корма гнали скот на запад, где сталкивались с такими же, как они, скотоводами. Вообще стычки между скотоводами были постоянны. Оберегая свой скот, человек был вынужден все сводное время совершенствовать свое военное мастерство, а времени свободного у скотовода было больше, чем у земледельца.

    В юго-восточную Европу голод гнал скот и людей, и горе было тем земледельцам, которые встречались на пути передвижных скотоводческих хозяйств. Нужно сказать, что скотоводы не очень считались с правом земледельцев на выращенный урожай и, попросту говоря, уничтожали поселки, отбирая все съестное. Так периодически уничтожались ростки цивилизации на юго-востоке Европы. Оставшиеся в живых жители были вынуждены защищаться: содержать вооруженные отряды, строить крепости. Но остановить новую волну вынужденных переселенцев с востока было невозможно, и люди спасались в горах и лесах, бросив все на произвол судьбы.

     

    4. Как результат…

     

    Провоцируемые голодными годами перемещения народов оказали огромное влияние на ход мировой истории.

    Из этого постоянно бурлящего котла в Азию и Европу выбрасывались полчища переселенцев, которые, закаленные в междоусобных боях, покоряли народы, жившие в Малой Азии и Западной Европе, и давали импульс для их развития. Другими словами, эта территория стала местом, где возникли несколько этновзрывов, изменивших ход мировой истории.

     

    Глава 2

    Этапы в развитии трипольской культуры

     

    Исследователь трипольской культуры Татьяна Сергеевна Пассак определила периодизацию этой культуры.

     

    Ранняя трипольская культура (ранний этап культуры) — с момента первых поселений во второй половине 6 тыс. до второй половины 5 тыс. до н.э.

    (В соответствии с теорией этногенеза этнос «Раннее Триполье» существовал 5,4–4,3 тыс. до н.э.)

    В этот период, как отмечает Пассак, строились жилища-землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки».

    Средний этап трипольской культуры — со второй половины 5 тыс. до н.э. по 3200–3150 гг. до н.э.

    (В соответствии с теорией этногенеза этнос «Среднее Триполье», точней геоэтнос Аратта, существовал с 4,2 тыс. до н.э. по 3,1 тыс. до н.э.)

    О среднем этапе трипольской культуры Т. С. Пассак пишет:

    «Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами».

    Поздний этап трипольской культуры — 3150–2650 гг. до н.э.

    Об этом этапе она пишет: «Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки».

     

    Во время среднего этапа развития трипольская культура достигла наивысшего расцвета. Геоэтнос Аратта расширил ареал своего влияния далеко за пределами Причерноморья. Находясь постоянно под ударами орд кочевников, он угас в степных просторах Причерноморья, но, как отмечает Т. С. Пассак, пытался выжить и закрепиться в северных и восточных районах, где постепенно деградировал.

    Более успешным было продвижение геоэтноса Аратта в южном направлении — на Кавказ и Среднюю Азию.

     

    Трипольская культура названа по месту открытия — у с. Триполье близ Киева. Распространена в энеолите на правобережной Украине и в Молдавии, в Восточной Румынии ей соответствует культура Кукутени.

    Основное занятие племён трипольской культуры — земледелие и скотоводство; значительную роль играли охота и рыболовство.

    Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельнокаменные, вкладышевые, появляются и металлические, отлитые из меди.

    Трипольцы широко пользовались медными орудиями труда. Известно несколько сотен медных трипольских предметов. Только в Карбунском кладе было найдено 443 медных предмета. Поэтому трипольскую культуру можно считать одной из самых богатых металлом энеолитических культур всей Восточной Европы. Племена трипольской культуры вели обмен с соседними племенами, медь получали с Балканского полуострова.

    На памятниках трипольской культуры обнаружено большое количество богато орнаментированной посуды, орудия для занятий сельским хозяйством, ткачеством, деревообработкой, плетением, выделкой шкур, а также зёрна пшеницы и ячменя, кости животных и др.

    Наряду с земледелием важное место занимали скотоводство, охота, рыболовство и собирательство. Установлено, что у трипольцев было две породы быков — мелкие тонконогие и быки очень крупных пород, близких к дикому туру. Трипольцы разводили также овец и свиней. К концу трипольской культуры появляется домашняя лошадь. Скот пасли вблизи поселка, а на ночь его уводили в загоны.

    В поселениях трипольской культуры часто встречаются кости диких животных: благородного оленя, косули, лося, бобра и зайца. Однако промыслы и собирательство играли в хозяйстве вспомогательную роль, они уступили место производящему способу производства.

    Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модельки жилищ, украшения.

    (Основной источник — работы Т. С. Пассак)

     

    Глава 3

    Геоэтнос Аратта

     

    Этновзрыв “А”.

    Геоэтнос Аратта (этнос Среднее Триполье).

    Ветвь эволюции — Восточная Азия.

    Период существования — с 4,2 тыс. до н.э. по 3,1 тыс. до н.э.

    Информационная глобализация.

    С учетом информации из «Энциклопедии трипольской цивилизации» (Т. 1. Киев, 2004) можно определить фазы развития этноса Среднее Триполье.

    Трипольская культура. Керамика

     

    Фазы

    этногенеза

    (в соответствии с теорией этногенеза)

    Этапы развития (в соответствии с «Энциклопедией трипольской цивилизации»)

    Отмеченные археологами изменения на данном этапе развития в соответствии с «Энциклопедией трипольской цивилизации»

    Подъем (молодость)

    4,2–3,9 тыс. до н.э.

    Триполье АIII – 3

    Триполье ВI

    Триполье ВI – II

    Рост численности поселений и появление локальных вариантов культуры. Начало производства рисованной посуды. Освоение самородных медных месторождений и начало местной металлургии.

    Появление первых поселений — протогородов, распространение культуры до Днепра.

    Первые керамические мастерские, развитие ткачества. Становление трипольской цивилизации

    Акматическая

    (расцвет)

    3,83,5 тыс. до н.э.

    Триполье ВI – II

    Период расцвета культуры и развития протогородов. Развитие гончарного ремесла, металлообработки. Специализация в добыче кремния на Волыни и на Днестре

    Обскурация

    (старость)

    3,43,1 тыс. до н.э.

    Триполье С – I

    Триполье С – II

    Упадок экономики, протогородов, упрощение социальной структуры, исчезновение гончарного ремесла на большинстве территорий. Появление кочевого скотоводства (усатовский тип) и появление курганов. Трансформация в отдельные локальные варианты и культуры, постепенное исчезновение

     

    Глава 4

    Истоки шумерской цивилизации — трипольская культура

     

    Справка:

    Цивилизация Шумер

    Этносистема № 2

    Ветвь эволюции — Месопотамия.

    Период существования: с 3600 г. до н.э. по 2401 г. до н.э.

     

    В гротах археологического памятника Каменная Могила найдены многочисленные рисунки, так называемые «пиктограммы Каменной Могилы». Эти рисунки исследовал шумеролог А. Г. Кифишин. Он пришел к выводу о схожести раннего рисунчатого шумерского письма с рисунками, оставленными жрецами трипольской культуры. По его мнению, рисунки в гротах Каменной Могилы — это древнее письмо, которое существовало в Причерноморье на протяжении 7–3 тысячелетия до н.э.

    Опираясь на работы Кифишина и других исследователей, украинский историк академик Ю. А. Шилов пришел к выводу, что истоки цивилизации в Месопотамии нужно искать в Причерноморье. По его мнению, первое в мире государство — загадочная Аратта — было создано на юге Запорожской области примерно 6200 лет назад. А Каменная Могила («Закон владычицы») являлась святилищем жителей Аратты и своеобразным «государственным архивом».

    Академик Шилов утверждает, что раскопки в Приднестровье показали, что еще в 6 тыс. до н.э. в Дунайско-Днепровском междуречье жили протошумеры.

    Впервые гипотезу о родстве шумеров со скифами высказал еще в 1853 году известный языковед Раулинсон. Определяя язык, шумеров, он назвал его «скифским или тюркским».

    В шумерских мифах можно найти косвенные подтверждения о том, что в Месопотамию протошумеры пришли с востока или, точней, с северо-востока, с Иранского Нагорья. Сами шумеры считали себя выходцами из Аратты. Аратта, по утверждению академика Ю. А. Шилова, есть не что иное, как существовавшая в пятом тысячелетии в Дунайско-Днепровской низменности культура Кукутени-Триполье (по названию населенных пунктов в Румынии и на Украине).

     

    Пиктограммы. Трипольская культура

    Рассвет культуры Кукутени-Триполье произошел примерно в 3600 г. до н.э. Земледельцам удалось отстоять своё право на существование в упорной борьбе со степными народами. Это произошло благодаря тому, что власть сосредоточили в своих руках жрецы, которые мобилизовали народ на отпор врагу, воспитывая у народа чувство преданности общему делу — защите от внешнего врага, жестко карая ослушников и тех, кто не выполнял религиозные предписания. Благодаря жесткой централизованной власти и сформировавшимся этническим ценностям произошел небывалый всплеск рождаемости, и возникла возможность организации людей на общественные работы во благо этноса. У протошумеров практиковалось приношение человеческих жертв богам и ритуальное самосожжение.

    Новый виток приднепровской цивилизации привел к переселению шумеров в Южную Туркмению, где культура Причерноморья пустила корни, о чем свидетельствуют статуэтки мадонн. (См. рисунок: более ранняя из Причерноморья, более поздняя — из Южной Туркмении.)

    Затем протошумеры пришли в Северную Месопотамию и дошли до Южной Месопотамии. Есть мнение у исследователей этой культуры, что протошумеры оказали влияние на культуру Древней Индии и даже Древнего Китая.

     

    Мадонны халколита и неолита

     

    Фундаментальные открытия протошумеров: письменность и колесная повозка.

    Связь с родиной еще долго не прерывалась у протошумеров. Как пишет А. Г. Кифишин, в 2782 году до н.э. в приднепровское поселение Шунун прибыла делегация из одноименного шумерского города на севере Месопотамии и сняла копии со жреческих документов, выбитых на плитах.

    Приведенные выше утверждения, безусловно, имеют право на существование и ждут новых исследований.

     

    Глава 5

    Карты меднокаменного века

    Трипольская культура нам известна по многочисленным рисункам на камне.

    Здесь родилась письменность, которая получила дальнейшее развитие у шумеров.

    Среди рисунков встречаются планы местности и планы крепостей.

     

    1.      Место выпаса скота

     

    Трипольская культура. Карта местности

     

     

    2.      Для защиты от кочевников и диких животных постройки в Триполье делали по кругу, как крепости

     

    Трипольская кулдьтура. Карта поселения

     

    Вокруг небольшого озера пасутся коровы и лошади, их охраняют собаки. Вдали лес и горы, там дикие животные.

    Рисунки из альбома исследователя трипольской культуры В. Н. Даниленко (1913–1982).

     

     Глава 6

    Археологические находки свидетельствуют о культуре Кукутени

    В историческом музее Белграда выставлены немые свидетели высокоразвитой культуры Кукутени, существовавшей на территории современной Румынии, точней, в Дунайско-Днепровской низменности.

    Трипольская культура. Фрагмент головы идола

     

    Археологи Румынии утверждают, что некоторые найденные ими находки датируются серединой тыс. до н.э.

    Особого внимания заслуживают медные топоры начала IV тыс. до н.э. и другие изделия из меди.

     

    Трипольская культура.Топоры и украшения. 4 тыс. до н.э.

    А также высококачественные изделия из обожженной глины (керамики): посуда, предназначенная для бытовых нужд и ритуалов.

    Трипольская керамика по качеству и орнаментации того времени — одна из лучших. Она лепная (вручную), но обжиг производился не только на открытых очагах, но и в специальных горнах. Орнаментация на раннетрипольской посуде резная, в основном концентрическими кругами и косыми лентами, между которыми помещены фигурки людей и животных. В Среднем Триполье появляется поворотный столик — прообраз гончарного круга. А орнамент выполняется росписью тремя красками: белой, красной и черной.

    Трипольская культура. Керамические изделия

     

    Трипольская культура.Статуэтки животных

    Головки похожих на людей существ, вероятно, богов.

    Трипольская культура. Головки идолов

    А также фигурки женских божеств, лишенных головы, но с ярко выраженными женскими признаками. И мужчин с детородными членами.

    Символ женского начала. Символ мужского начала. Трипольская культура

    Глава 7

    Преклонение перед рожающей женщиной

     

    Трипольская культура. Мадонна

    Для народов, заселяющих юго-восточную Европу, которые в VIIV тысячелетии до н.э. создали человеческое общество, одним из самых важных моментов существования человека считалось его рождение.

    Люди преклонялись перед таинством, которым считалось появление на свет человека. Женщина-роженица пользовалась особым уважением, а момент появления на свет человека — мистическим. Этот мистический момент нашел свое отражение в многочисленных статуэтках того периода, изображающих женщину в позе роженицы.

    Древние находили связь между рожающей женщиной и плодородием земли. Женское начало символизировало землю как праматерь всего сущего в природе. Земля, по мнению древних, — мать людей и богов.

    Женское божественное начало и землю символизировала рожающая женщина,

    Мужское начало символизировало небо в образе змеи или дракона.

    Древние рисуют соитие этих начал, благодаря которому и существует вечная, регулярно обновляющаяся в результате рождения природа.

    Соитие этих начал они воспроизводят в своих ритуальных статуэтках, в виде обвивающего нижнюю часть туловища человека дракона. Иногда драконов (змей) воспроизводили в области гениталий. Вероятно, прообразом драконов явилась форма мужских половых органов.

    Змей, который пытается проникнуть в женские гениталии, не правда ли, это что-то вам напоминает?

    Отдадим должное нашим предкам, для которых не соитие двух начал являлось главенствующим в жизни, а именно процесс зарождения жизни, момент рождения ребенка.

    Художники, воспитанные на традициях современной цивилизации, считали постыдным изображать этот момент, а ведь он прекрасен, так как символизирует рождение новой жизни. Вы мне можете возразить. Вы скажете, что в настоящее время женщин изображают в любых позах на порнорисунках. Разница между изображением древних и современными изображениями в том, что их изображения свидетельствовали о высокой духовной культуре. Современная «порнокультура» свидетельствует о духовной деградации умирающей цивилизации.

     

    Символические изображения рожающих женщин. Трипольска культура

     

    Символ оплодотворения. Трипольская культура

     

    Символическое изображение беременной женщины. Трипольская культура

     

  • главная