Халколит (энеолит) в Поволжье, Предуралье и Зауралье. (Книга "У истоков человеческой цивилизации")
  • начало
  • Книги писателя Лимарева В.Н.

    Часть 11

    Халколит (энеолит) в Поволжье, Предуралье и Зауралье

     

    Глава 1

    Хвалынская культура

     

    Эпоха энеолита. 49–31 вв. до н.э. Ареал распространения культуры: Северный Кавказ, Среднее Поволжье, Самара, Оренбург, Саратов, Астрахань, Волгоград, Пенза.

     

    «Хвалынская культура была открыта в результате исследования крупного грунтового могильника на севере Саратовской области недалеко от города Хвалынска.

    Характерно сочетание бескурганного на раннем этапе и курганного — на позднем обрядов погребения при преобладании бескурганного. Широкое распространение имеют жертвенники с костями животных и инвентарем.

    Погребальный инвентарь разнообразен: каменные скипетры и топоры, каменные и медные браслеты и кольца, бусы из раковины, прямоугольные нашивки из клыка кабана. Обнаружено большое количество украшений из ископаемых раковин, из целых клыков и их срезов, костяные гарпуны и крючки, каплевидные костяные подвески и имитации зубов оленя. Сравнительно многочисленны кремневые изделия, в том числе крупные кремневые пластины, наконечники дротиков, небольшие тесла и долота.

    В погребениях хвалынской культуры найдены первые на территории лесостепного Поволжья металлические изделия — украшения из меди в виде бус, колец, подвесок и браслетов. Возможно, население хвалынской культуры использовало медь Балкано-Карпатской металлургической провинции. Поступление металла на Волгу шло опосредованно через трипольские, среднестоговские и новоданиловские племена Северного Причерноморья и Приазовья.

    Одним из проявлений хвалынской культуры являются каменные скипетры.

    Способы крепления скипетров различны. Изделия, не имеющие отверстия, крепились к деревянной коленчатой рукояти, с отверстием посередине — насаживались на рукоять подобно булавам. Скипетры рассматриваются как изображения лошадей, а желобки вдоль тела скипетров — имитация древней узды. На некоторых скипетрах это примитивная узда типа намордника, изобретенная для приручения диких лошадей, конструктивно близкая к уздечкам ослов и лошадей Древнего Востока. В. Н. Даниленко считает скипетры, изображающие верховых и боевых коней, атрибутом патриархальной власти вождя-всадника.

    Скипетры появляются одновременно с другими знаками власти, в том числе булавами, и символизируют черты общественной, военной и духовной жреческой власти вождей. Знаки власти свидетельствуют об утвердившемся имущественном и социальном расслоении общества.

    Население занималось, в основном, скотоводством и разведением лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Подсобную роль в хозяйстве играла охота, рыболовство и собирательство».

    («История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век»)

     

    Из сказанного ясно, что люди в период, когда существовала хвалынская культура, имели в своем хозяйстве прирученных лошадей. По крайней мере, на поздних этапах её развития. Но произошло ли одомашнивание лошадей в Приуралье или нет — вопрос остается открытым.

     

    Глава 2

    Одомашнивание лошади в Северном Казахстане

    Жители неолита сделали важный шаг на пути, ведущем к созданию цивилизации. Их вкладом в мировую историю стало одомашнивание лошади, без которой дальнейший прогресс был бы, по существу, невозможен». (Сергей Спинул)

     

    На место, где была приручена лошадь, претендует Северный Казахстан, где получила развитие ботайская культура. Профессор археологии Виктор Зайберт утверждает, что, вероятно, первыми людьми, использовавшими лошадь для верховой езды, были жители севера современного Казахстана, представители ботайской культуры. Именно они около 5,7–5,1 тысячи лет назад приручили лошадь.

    После того как закончился ледниковый период (10–9,5 тыс. до н.э.), в течение 3000 лет на просторах Евразии делались многочисленные попытки по одомашниванию животных.

    Люди достигли определенных успехов в одомашнивании лошади только в IV тыс. до н.э. В Северном Казахстане (Акмолинская область) существовала между 3700 и 3000 гг. до н.э. ботайская культура.

    Несколько очагов этой культуры в Казахстане археологи изучают уже много лет, учёным удалось откопать останки лошадей, что свидетельствует об одомашнивании этих животных.

    Носители ботайской культуры освоили езду верхом с целью охоты на диких лошадей. В ботайских поселениях, состоявших из 50–150 землянок, найдены сотни тысяч костей животных, из которых от 65 до 99 % составляют кости лошадей.

    В одном из их поселений для лошадей был устроен загон, в котором остался толстый слой навоза. В керамических сосудах ботайцев обнаружены остатки кобыльего молока. Изучение следов еды и питья в гончарных изделиях показало также, что люди  ботайской культуры употребляли мясо лошадей в пищу, пили их молоко и, вероятно, уже тогда готовили напиток брожения — кумыс.

    Важным доказательством одомашнивания лошади являются характерные следы удил на коренных зубах, датируемые 3500 г. до н.э. Такие следы оставляют не только металлические удила, но и удила из органического материала.

    Приручение лошади основательно изменило ход мировой истории: в степных просторах Евразии появились мобильные отряды кочевников, которые благодаря приручённой лошади значительно увеличили скорость перемещения при кочевой жизни в степи. Они стали более активно нападать на оседлых поселян, занимающихся земледелием. Начиналась непримиримая война между земледельцами и кочевниками: при этом кочевники обладали существенным преимуществом, они на лошадях могли быстро и неожиданно напасть и так же быстро удалиться с поля боя. Поселения земледельцев, расположенные вблизи степных просторов, стали уничтожаться кочевниками.

     

  • главная